Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Будрина А М к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Дружининой Н.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Будрин А.М. обратился в суд с административным иском, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 1 000 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 27 августа 2021 года прибыл в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, переведен в отряд N 10 для отбытия наказания, где бытовые и санитарные условия не отвечают российским и международным нормам. Содержание в условиях, не отвечающих требованиям законодательства, унижают человеческое достоинство, он вынужден постоянно испытывать страх и беспокойство за свое здоровье. При этом администрация ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области каких-либо мер к устранению нарушений прав осужденных и надлежащему содержанию в местах лишения свободы не предпринимает.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 января 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Будрина А.М. в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Будрина А.М. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 24 марта 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 апреля 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что отряд N 10 расселен, осужденные в нем не содержатся, проводятся подготовительные работы для проведения ремонтных работ. Указывают, что административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления, уважительных причин пропуска срока не представлено.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что приговором Измайловского районного суда г. Москвы от 29 марта 2021 года Будрин А.М. осужден по части 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 74, статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Будрин А.М. прибыл в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области 27 августа 2021 года из ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области и отбывает наказание в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области по настоящее время.
На основании приказа ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 1 сентября 2021 года N административный истец распределен в отряд N 10 бригада N 10.
Постановлениями начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 9 декабря 2021 года, 13 декабря 2021 года, 17 декабря 2021 года за нарушение установленного порядка отбывания наказания Будрин А.М. водворялся в штрафной изолятор сроком на 4 суток, 4 суток и 15 суток соответственно.
На основании приказа ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 декабря 2021 N осужденный Будрин А.М. переведен из отряда N 10 в отряд N 12 (ОСУОН).
Таким образом, Будрин А.М. находился в отряде N 10 ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с 1 сентября 2021 года по 9 декабря 2021 года.
Согласно пояснениям стороны административного ответчика, отряд N 10 ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области в настоящее время законсервирован, является нежилым, в нем проводятся ремонтные работы.
В результате проверки, проведенной Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установлено, что необходимые жилищные и коммунально-бытовые условия для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области не созданы.
Стены и потолки жилых помещений отряда N 10 и других имеют повреждения покрытия, сколы плитки, в том числе ввиду протекания кровли, грибковые поражения и скопления осадков на полу, в спальных помещениях отрядов требуется частичный ремонт покрытия пола ввиду дефектов линолеума. Отряды NN 3, 6, 7, 10 и другие не обеспечены достаточным инвентарным имуществом (табуретами), отдельное сантехническое оборудование неисправно либо некомплектно (например, в отряде N 10), что препятствует осуществлению гигиены осужденных, наличие сантехнического оборудования не соответствует количеству исходя из наличия жилой площади в отрядах, определяющей возможность размещения осужденных и лимит учреждения. Отдельные окна, расположенные в отряде N 10, заклеены полиэтиленовой пленкой.
По указанным фактам Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление от 11 февраля 2022 года N об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 11 марта 2022 года, нарушения, изложенные в представлении от 11 февраля 2022 года N, нашли свое подтверждение, должностные лица ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области привлечены к дисциплинарной ответственности.
Ранее Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области также были выявлены нарушения законодательства.
Дверные блоки в отдельных помещениях отсутствуют, требуется проведение капитального ремонта всех помещений, системы водоснабжения, отопления, электроснабжения. Отдельные помещения отрядов (например, NN2, 7, 10, 11 и другие) требуют проведения косметического ремонта, работ по замене трубопроводов системы отопления, по замене оконных блоков, общежитие, в котором размещен отряд N 10 - ремонта кровли. Отдельное сантехническое оборудование неисправно либо некомплектно, что препятствует осуществлению гигиены осужденных, наличие сантехнического оборудования не соответствует количеству исходя из наличия жилой площади в отрядах, определяющей возможность размещения осужденных и лимит учреждения. Часть инвентарного имущества, в том числе мебель, некомплектна или находится в ветхом состоянии либо повреждена (например, в отрядах NN 7, 10 и отдельные тумбочки и табуреты требуют ремонта). Не все окна имеют возможность проветривания. В отрядах N 1-11 отсутствуют кабинеты психологов, кабинеты для индивидуальной психологической работы с осужденными, помещения для сушки одежды и обуви, помещения для хранения уборочного инвентаря, уборной для административно-управленческого персонала. Надлежащая работа по обеспечению питьевого режима не организована, своевременная замена картриджей станции водоочистки не осуществляется, пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПин 2.1.3684-21 и СанПин 1.2.3685-21.
По указанным фактам Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление от 1 ноября 2021 года N об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 1 декабря 2021 года, нарушения, изложенные в представлении от 1 ноября 2021 года N, нашли свое подтверждение, должностные лица ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, материалами дела подтверждается ненадлежащее материально-бытовое содержание помещений отряда N 10 ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области в ноябре 2021 года и в феврале 2022 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установилфакт нарушения условий содержания Будрина А.М. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области. Обстоятельства допущенных нарушений подробно изложены в решении суда первой инстанции.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (части 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды первой и апелляционной инстанций, определяя размер компенсации, указали на то, что условия содержания Будрина А.М. в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствовали установленным требованиям, так как имели место нарушения жилищных и коммунально-бытовых условий.
При этом, судами отмечено, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносились соответствующие представления, по результатам которых виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Будрина А.М.
Довод административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд является несостоятельным, противоречит положениям статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.
Суды нижестоящих инстанций, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, пришли к правильному выводу, что Будриным А.М. при подаче искового заявления в суд данный срок не нарушен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеприведенными выводами.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.