Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харитонова Александра Ивановича на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 ноября 2022 года по делу по исковому заявлению Харитонова Александра Ивановича к администрации городского округа Саранск об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения административного истца Харитонова А.И. и его представителя Клементьева С.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харитонов А.И. обратился в суд с названным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 26 апреля 2022 года N 623 в части отказа в принятии его и его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; признать за семьей Харитонова А.И. право на улучшение жилищных условий; обязать ответчика принять его с составом семьи из пяти человек на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указал, что целью обращения к ответчику была постановка на указанный учет с целью дальнейшего получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Мордовия от 7 сентября 2011 года N 50-З "О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". Считает, что его семья право на улучшение жилищных условий с использованием различных мер государственной поддержки в гарантированном государством размере не реализовала. Обеспеченность семьи истца жилым помещением меньше учетной нормы.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 ноября 2022 года, отказано в удовлетворении искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 3 февраля 2023 года через суд первой инстанции, Харитонов А.И. просит отменить судебные акты и направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Указывает на неправильное применение норм материального права, что, по мнению заявителя, привело к принятию незаконного решения. Полагает, что им в полной мере не было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием различных мер государственной поддержки. Обращает внимание, что площадь жилого помещения, приобретенного с использованием выплаты на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, ниже нормы учетной площади жилого помещения. Указывает, что постановка на учет его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий необходима для последующего получения земельного участка в качестве многодетной семьи.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 31 марта 2022 года Харитонов А.И. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его с семьей на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории "граждане, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (многодетная семья)".
Постановлением администрации городского округа Саранск от 26 апреля 2022 года N в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, отказано, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно информации государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" (далее ГКУ "Соцзащита населения по городскому округу Саранск") Харитонов А.И. является получателем социальной выплаты гражданам на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или строительство жилья в российских кредитных организациях с 1 июня 2017 года по настоящее время.
Харитоновым А.И. и ГКУ "Соцзащита населения по городскому округу Саранск" (Октябрьский район) 6 июня 2017 года был заключен договор о предоставлении на срок до 31 июля 2026 года социальных выплат (в размере 7 процентов) гражданам на возмещение части процентной ставки по кредитам на цели приобретения жилья, находящегося по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Харитонов А.И. с 6 июня 2017 года по настоящее время реализует свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки (за счет средств республиканского бюджета), и оснований для повторного обращения с требованием о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях у него не имелось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Закона Республики Мордовия N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" (далее - Закон Республики Мордовия N 57-З) право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением социальных выплат, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 данной статьи, предоставляемых на погашение одного ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа), а также социальных выплат, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 указанной статьи, при рождении у многодетных семей шестого ребенка и последующих детей).
В пункте 1 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия N 57-З предусмотрена, в частности, такая мера государственной поддержки в форме социальной выплаты для осуществления гражданами права на жилище за счет средств республиканского бюджета как возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или строительство жилья в российских кредитных организациях (у юридических лиц).
Постановлением от 5 ноября 2008 года N 504 "О предоставлении социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов)" (далее - Постановление N 504) во исполнение пункта 1 статьи 9.1 главы 3 Закона Республики Мордовия N 57-З правительство Республики Мордовия утвердило Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на уплату части ежемесячного платежа по кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных организациях (у юридических лиц), находящихся на территории Республики Мордовия, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов (займов) на строительство либо приобретение на территории Республики Мордовия жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Учитывая вышеназванные правовые нормы, судебная коллегия исходит из однократности предоставления гражданам мер государственной поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий.
Харитонов А.И, получая социальную выплату на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам, воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки.
Таким образом, у администрации городского округа Саранск имелись основания для отказа в принятии семьи Харитонова А.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в связи с чем суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу об отказе заявленных исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что получение семьей административного истца социальной выплаты после рождения в их семье третьего ребенка не должно было лишить их права вновь быть поставленными на учете нуждающихся в жилых помещениях и права на получение мер государственной поддержке, основан на неверном толковании положений пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9.1 Закона Республики Мордовия N 57-З.
Довод административного истца о том, что постановка на учет его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий необходима им исключительно для последующего получения земельного участка в качестве многодетной семьи, не подтверждается фактическими доказательствами. В частности, представленном в материалы дела заявлении от 31 марта 2022 года, в котором административный истец в качестве основания постановки его и его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях указал, что относится к категории граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовии имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, которая, как указано выше, административным истцом и его семьей ранее уже была реализована.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харитонова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.