Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кореневского района Курской области на решение Кореневского районного суда Курской области от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 10 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кореневского района Курской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сметанниковой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кореневского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором, оспаривая бездействие административного ответчика, просил возложить на администрацию Кореневского района Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства и выполнить мероприятия по созданию муниципальной системы централизованного оповещения населения Кореневского района находящихся на объектах (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о гражданской обороне, противодействии экстремизму и терроризму на территории Кореневского района Курской области в пределах границ муниципальных образований Кореневского, Снагостского, Комаровского, Викторовского, Ольговского, Шептуховского, Любимовского, Пушкарского, Толпинского сельсоветов, а также Кореневского поселкового совета выявлено отсутствие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Указывая на то, что территория Кореневского района, являющаяся приграничной территорией с сопредельным государством Украина, где с 24 февраля 2022 года проводится специальная военная операция, подвергалась неоднократным обстрелам со стороны вооруженных сил Украины, прокурор просил возложить на административного ответчика обязанность обустроить систему централизованного оповещения населения, поскольку ее отсутствие создает угрозу безопасности граждан.
Решением Кореневского районного суда Курской области от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 10 января 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 5 апреля 2023 года через суд первой инстанции, администрация Кореневского района Курской области просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что организация системы централизованного оповещения населения предполагает значительные финансовые затраты, осуществление которых в настоящее время является нецелесообразным.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, территория Кореневского района, а именно в пределах границ муниципальных образований Кореневского, Снаготского, Комаровского, Викторовского, Ольговского, Шептуховского, Любимовского, Пушкарского, Толпинского сельсоветов, Кореневского поселкового совета не оснащена муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, соответствующей требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России N 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года.
Согласно справке, представленной начальником ОМВД России по Кореневскому району Пройдаковым М.В. от 23 июня 2022 года, в 2022 году дежурной частью ОМВД России по Кореневскому району зарегистрировано четыре факта обстрела территории Кореневского района со стороны Украины.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что территория Кореневского района Курской области является приграничной территорией с сопредельным государством Украина, где с 24 февраля 2022 года проводится специальная военная операция. С 11 мая 2022 года на территории Курской области введен желтый уровень террористической опасности, который периодически продлевается. При этом административным ответчиком не устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения действующего законодательства, создающие угрозу безопасности граждан в случае военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы административного истца.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Согласно пунктам 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года утверждено Положение о системах оповещения населения (далее также - Положение о системах оповещения населения).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: 1) на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); 2) на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); 3) на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия муниципальной систем оповещения являются административные границы муниципального образования.
В соответствии с пунктом 9 Положения о системах оповещения населения, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 10 Положения о системах оповещения населения, системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к указанному Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта.
Согласно пункту 13 Положения о системах оповещения населения, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования; сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 указанного Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В силу пункта 23 указанных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой оповещения и управления эвакуацией.
Доводы жалобы о частичном исполнении указанной обязанности подлежат отклонению, так как юридического значения для вынесенных по делу судебных актов не имеют и не могут повлиять на обоснованность и законность указанных судебных актов, либо опровергнуть выводы судов, в связи с чем признаются кассационным судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что трехмесячный срок для выделения денежных средств и создания муниципальной системы централизованного оповещения населения Кореневского района Курской области при установленных по делу фактических обстоятельствах с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов является разумным.
При этом в соответствии с положениями статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у административного ответчика имеется возможность отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кореневского районного суда Курской области от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 10 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кореневского района Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.