Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Л.Г.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 31 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия к Л.Г.Б. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Жаднова С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - ФКУ ИК-17) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, просило установить административный надзор в отношении Л.Г.Б. на срок 3 года.
В обоснование административного иска указало, что Л.Г.Б. осужден за совершение особо тяжких преступлений, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем режима отбывания наказания.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 31 января 2023 года, в отношении осужденного Л.Г.Б. установлен административный надзор на срок три года, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на выезд за пределы территории Краснодарского края, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации - за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства; пребывать вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 часов до 6 часов по местному времени (ночное время).
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 апреля 2023 года, Л.Г.Б. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение ввиду допущенных судами нарушений процессуального закона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре).
В статье 2 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, в частности, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, приговором Волгоградского областного суда от 26 ноября 2001 года Л.Г.Б. осужден к лишению свободы за совершение, в числе прочих, особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктами "ж, к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (убийство совершенное группой лиц с целью облегчить совершение преступления).
Постановлением начальника исправительного учреждения от 2 сентября 2013 года Л.Г.Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в соответствии со статьей 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; зарекомендовал себя с отрицательной стороны, в период отбывания наказания в местах лишения свободы допустил 118 нарушений установленного порядка отбывания наказания, неоднократно водворялся в ШИЗО, 107 взысканий погашено в установленные законом сроки, поощрений не имеет.
Разрешая дело и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Л.Г.Б, освобождающийся из мест лишения свободы, является совершеннолетним, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления (статьи 15, 86 Уголовного кодекса Российской Федерации), в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что в совокупности является основанием для установления административного надзора.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Наличие оснований для установления административного надзора в отношении Л.Г.Б. при рассмотрении дела было достоверно установлено. Данных об отмене постановления о признании Л.Г.Б. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в материалах дела не имеется и на такие обстоятельства автор кассационной жалобы не ссылается.
Срок административного надзора соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре и не превышает срок, установленный статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации для погашения судимости. При определении срока судом обоснованно учтены данные о личности Л.Г.Б, характере и тяжести совершенных преступлений.
Срок административного надзора установлен с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности Л.Г.Б, характера совершенных им преступлений.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов судебных инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные административные ограничения не носят произвольный характер, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения противоправного, антиобщественного поведения последнего, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности фактически установленных ограничений, в том числе несоразмерном ограничении прав поднадзорного лица на труд.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение правил подсудности проверены и отклоняются судебной коллегией. Дело принято к производству и рассмотрено судом по месту нахождения обратившегося с административным иском исправительного учреждения, в котором Л.Г.Б. отбывал уголовное наказание, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Утверждения автора кассационной жалобы о наличии оснований для приостановления производства по делу ввиду неприведения приговора в соответствие с действующим уголовным законом подлежат отклонению. На наличие конкретных оснований для приведения постановленного в отношении Л.Г.Б. приговора в соответствие с действующим уголовным законом заявитель кассационной жалобы не ссылается. Данных об обращении Л.Г.Б. с соответствующим ходатайством и вынесении соответствующего судебного акта, которым установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в деле не имеется и в кассационной жалобе Л.Г.Б. на таковые не ссылается.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л.Г.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.