Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трифоновой Натальи Александровны и Ковша Романа Владимировича на решение Кировского районного суда города Саратова от 6 мая 202 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Трифоновой Натальи Александровны и Ковша Романа Владимировича к администрации муниципального образования "Город Саратов" и главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Исаеву Михаилу Александровичу об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителя административных истцов Григорьевой Е.А, поддержавшей кассационную жалобу, представителя административного ответчика Полянского Г.Ю, представителей заинтересованных лиц Косаревой С.В. и Котлова Д.А,, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сметанниковой Н.В, полагавшей, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трифонова Н.А. и Ковш Р.В. обратились в суд с административными исками к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация города Саратова) и главе муниципального образования "Город Саратов" (далее - глава города Саратова) Исаеву М.А, в которых просили признать недействующими с момента принятия:
- постановление администрации города Саратова от 15 февраля 2021 года N 259 "О подготовке проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги по улице имени Академика Навашина С.Г. от улицы Танкистов до улицы Технической в Кировском районе города Саратова с проектом межевания в его составе";
- постановление администрации города Саратова от 21 сентября 2021 года N 2607 "Об утверждении проекта планировки территории с проектом межевания в его составе для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги по улице имени Академика Навашина С.Г. от улицы Танкистов до улицы Технической в Кировском районе города Саратова";
- проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги по улице имени Академика Навашина С.Г. от улицы Танкистов до улицы Технической в Кировском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Определением Кировского районного суда города Саратова от 9 марта 2022 года административные дела по административным искам Трифоновой Н.А. и Ковша Р.В. объединены в одно производство.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 ноября 2022 года, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 апреля 2023 года через суд первой инстанции, Трифонова Н.А. и Ковш Р.В, ссылаясь на нарушение материальных и процессуальных норм, неправильное установление обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, просят отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Считают, что вывод судов о соблюдении порядка опубликования документации по планировки территории не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается имеющимися в деле доказательствами. Полагают, что выводы, судов, о соответствии оспариваемой документации по планировке и межеванию территории Генеральному плану города Саратова основаны на неправильном применении норм материального права.
Указывают, что выводы о том, что программа комплексного развития в части несоответствия Генеральному плану города Саратова применению не подлежит, основан на неправильном применении положений статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Считают, что судами не приняты во внимание и не дана оценка фактам несоответствия оспариваемой документации по планировке территории установленным требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, в частности тому обстоятельству, что оспариваемая административными истцами документация по планировке территории не содержит обоснования полного изъятия земельных участков, находящихся в пользовании административных истцов, и объектов недвижимости, принадлежащим административным истцам.
Указывают, что нарушены правила аудиопротоколирования судебного заседания в суде первой инстанции.
Полагают, что при рассмотрении административного дела нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, выразившееся в отказе судов, как первой, так и апелляционной инстанций в удовлетворении ходатайства о назначении судебной комплексной строительно-технической и компьютерно-технической экспертизы, о предоставлении времени для предоставления дополнительных доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из материалов административного дела, Трифонова Н.А. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 799 кв. м, расположенного по адресу "адрес", на основании договора аренды от 1 июля 1999 года N, заключенного сроком на 25 лет для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, договора замены стороны в обязательстве от 3 августа 2009 года. На данном земельном участке расположены: нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 721, 7 кв. м (магазин " "данные изъяты""), нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 234, 8 кв. м (магазин), нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 79, 2 кв. м.
Ковш Р.В. является пользователем двух земельных участков: земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером N (земельных участков с кадастровым номером N и N, входящих в указанное единое землепользование) общей площадью 475 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного по договору от 21 ноября 2001 года N, заключенного сроком на 25 лет для строительства торгового комплекса; земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 150 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного Ковшу Р.В. на основании договора аренды от 21 декабря 2005 года N, заключенного сроком на 15 лет для строительства торгового комплекса.
На части земельного участка, входящего в единое землепользование, с кадастровым N, расположено принадлежащее Ковшу Р.В. на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N площадью 14.2 кв. м (котельная). На другой части земельного участка, входящего в единое землепользование, с кадастровым номером N, расположено принадлежащее Ковшу Р.В. на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N площадью 357.3 кв. м.
На земельном участке с кадастровым номером N расположены нежилое здание (торговый комплекс) с кадастровым номером N площадью 348, 7 кв. м, имеющее адрес: "адрес", и нежилое здание с кадастровым номером N площадью 137, 6 кв. м.
Постановлением администрации города Саратова от 15 февраля 2021 года N 259 принято решение о подготовке проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги по улице имени Академика Навашина С.Г. от улицы Танкистов до улицы Технической в Кировском районе города Саратова с проектом межевания в его составе, куда вошли указанные выше земельные участки, находящиеся в пользовании административных истцов, а также принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
Постановлением главы горда Саратова от 4 августа 2021 года N 51 принято решение о проведении общественных обсуждений по проекту планировки территории для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги по улице имени Академика Навашина С.Г. от улицы Танкистов до улицы Технической в Кировском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
На официальном сайте администрации города Саратова опубликована документация и информационные материалы по рассматриваемому проекту.
Экспозиция проекта и информационных материалов размещались в период проведения общественных обсуждений по адресам, указанным в оповещении о проведении общественных обсуждений.
Заключение о результатах общественных обсуждений на официальном сайте размещено 10 сентября 2021 года в порядке и сроки, предусмотренные постановлением главы города Саратова от 4 августа 2021 года N 51.
Постановлением администрации города Саратова от 21 сентября 2021 года N 2607 утверждены проекты планировки территории с учетом протокола общественных обсуждений и заключения о результатах общественных обсуждений.
Районный суд, рассматривая заявленные требования административных истцов, с которым согласился областной суд, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных требований, поскольку решение о подготовке проекта планировки территории, утвержденное постановлением администрации города Саратова от 15 февраля 2021 года N 259, и проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - участка автомобильной дороги, утвержденный постановлением администрации города Саратова от 21 сентября 2021 года N 2607, были вынесены компетентным органом в рамках предоставленных полномочий и при наличии к тому законных оснований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требования закона не противоречат.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 указанной статьи (часть 1).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 указанной статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 данной статьи (часть 5).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 указанной статьи (часть 10).
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 13).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17).
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1, 5 - 5.2 данной статьи, подготовленной, в том числе лицами, указанными в пунктах 3, 4 части 1.1 указанной статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются данным Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 20).
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения её отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21).
В статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 данного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 данного Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1).
Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (далее также - Инструкция РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях, расположенных на территории Российской Федерации.
Указанная Инструкция предусматривает обязательность её соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 1).
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150 (далее также - Инструкция N 150), в силу пункта 1 которой, данная Инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Положениями Инструкции N 150 предусмотрено, что проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землеустройства и застройки (пункт 2 статьи 3.2.1). На схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи (пункт 5 статьи 3.2.1).
На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (пункт 6 статьи 3.2.1).
На плане красных линий (основном чертеже) отражаются перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства архитектурно-планировочному и объемно пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1).
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 Инструкции N 150). Однако это не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в частности, линий, обозначающих планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Поэтому действующее земельное и градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
При установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что порядок принятия оспариваемых нормативных актов соблюден, суды сделали правильные выводы о том, что оспариваемые решения органа местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории и утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова не нарушают прав административных истцов.
Доводам административных истцов о нарушении порядка официального опубликования и вступления в силу документации по планировке территории в ходе рассмотрения дела как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции дана полная развернутая оценка, и они признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как указано в пункте 3 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" (далее также - Устав), утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения администрации города - по вопросам, отнесенным к компетенции.
В силу пункта 4 статьи 44.1 Устава официальным опубликованием постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама". Для официального опубликования постановлений администрации города также может быть использовано сетевое издание "Панорама Саратова", электронный адрес в сети Интернет: www.sarpan.ru, серия Эл N ФС77-74686 от 24 декабря 2018 года.
Таким образом, с учетом требований к опубликованию муниципальных правовых актов, а также требований к опубликованию документации по планировке территории, что оспариваемое постановление и проект планировке подлежат опубликованию следующим способами: в газете "Саратовская панорама" или сетевом издании "Панорама Саратова", а также на официальном сайте муниципального образования.
Из материалов дела следует, что официальное опубликование оспариваемого постановления, как и другой документации по планировке территории, осуществлялось с использованием сетевого издания "Панорама Саратова", электронный адрес в сети Интернет: www.sarpan.ru.
Таким образом, доводы о том, что оспариваемое постановление и документация по планировке территории в установленном порядке не опубликованы в ходе рассмотрения административного дела не нашли своего подтверждения.
Также следует учитывать, что законодателем закреплен исчерпывающий перечень документов, отнесенных к документам территориального планирования, при этом в соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемый проект относится к документации по планировке территории, которая в порядке, предусмотренном статьей 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещению в информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет" не подлежит.
Ссылки административных истцов в жалобах на допущенные нарушения положений градостроительного законодательства при принятии решений о подготовке и утверждении рассматриваемого проекта планировки территории, являются не состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципального образования является, в том числе, генеральный план городского округа.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа; карту функциональных зон городского округа.
Из фрагмента карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области транспортной инфраструктуры в составе Генерального плана муниципального образования "Город Саратов" (далее также - Генеральный план), утвержденного решением Саратовской городской Думы от 31 января 2018 года N 29-223, следует, что улица имени Академика Навашина С.Г. является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения, планируемой к реконструкции.
Кроме того, в соответствии с частью 1 раздела 1 Генерального плана предусмотрены следующие временные сроки его реализации: расчетный срок, на который рассчитаны основные проектные решения Генерального плана городского округа - 2041 год; первая очередь, на которую определены первоочередные мероприятия Генерального плана городского округа - 2031 год.
Таким образом, реализация основных проектных решений Генерального плана, в том числе реконструкция улицы имени Академика Навашина С.Г, рассчитаны именно на расчетный срок - до 2041 года, что и осуществляется органом местного самоуправления путем принятия оспариваемых постановлений.
В соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5.4 указанной статьи в случае, если в генеральные планы городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.
Таким образом, в части несоответствия программы комплексного развития транспортной инфраструктуры генеральному плану такая программа подлежит приведению в соответствие с документами территориального планирования. Это указывает на то, что программа комплексного развития в части несоответствия генеральному плану применению не подлежит.
В части доводов административных истцов об установления красных линий в проекте планировки территории проходящими через земельные участки, находящихся в пользовании административных истцов, с нарушением действующего законодательства судами установлено отсутствие таких нарушений.
В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области транспортной инфраструктуры в составе Генерального плана улица имени Академика Навашина С.Г. является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения.
В соответствии с пунктом 1.1 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (далее - Свод правил), утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 11.5 Свода правил расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует принимать по таблице 11.2. При этом в соответствии с примечанием к таблице 11.2 Свода правил ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог - 50 - 100 м; магистральных улиц - 40 - 100 м; улиц и дорог местного значения - 15 - 30 м.
С учетом изложенного красные линии по улице имени Академика Навашина С.Г. установлены с учетом соблюдения частных и публичных интересов, в частности, ширина улицы в границах красных линий составляет 28 м.
Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
При этом Генеральный план не допускает иное проектное предложение по проектируемым в настоящем проекте красным линиям, исключающее нанесение красных линий на земельные участки, принадлежащие административным истцам.
Положения градостроительного законодательства Российской Федерации не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке и межеванию территории, в том числе применительно к установленным красным линиям, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки (объекты капитального строительства) в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки.
Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в том числе линий, обозначающих планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Поэтому действующее земельное и градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований обязывающих учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
В соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений указанного Кодекса проводятся общественные обсуждения.
Общественные обсуждения, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, не являются формой осуществления власти населением. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Также судебной коллегией по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции принимается во внимание то, что рассматриваемый проект был предметом общественных обсуждений, все заинтересованные лица были извещены о проведении общественных обсуждений, приняли в них непосредственное участие, что отражено как в протоколе общественных обсуждений, так и в заключении о результатах общественных обсуждений, которые подписаны уполномоченными организатором лицами. Указанные документы содержат основные вопросы обсуждения, а также существо принятого решения о необходимости учета поступивших замечаний и предложений участников общественных обсуждений. Кроме того, с целью выявления общественных предпочтений и их учета содержание указанных документов доведено до сведения заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
С учетом изложенного документация по планировке территории, в том числе оспариваемый проект планировки территории, документом территориального планирования не является и размещению в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет" не подлежит.
Доводам жалобы о наличии оснований для отмены судебного решения ввиду нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания в суде первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка судом апелляционной инстанции, оснований для принятия иного решения судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в указанной части не усматривает.
Ссылки в жалобах на отказ судов первой и апелляционной инстанций в назначении судебной комплексной строительно-технической и компьютерно-технической экспертизы не свидетельствуют о нарушении судами каких-либо норм процессуального права, принципа состязательности и равноправия сторон и не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертиза назначается судом лишь при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний. Право определения достаточности доказательств по делу принадлежит суду (часть 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы судов и установленных ими обстоятельств, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств.
Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений действующих нормативных актов не означают, что при рассмотрении административного дела была допущена судебная ошибка.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 6 мая 202 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трифоновой Натальи Александровны и Ковша Романа Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.