Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) в лице главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обеспечении безопасных для здоровья населения и среды обитания условий сбора и вывоза отходов.
Требования мотивированы тем, что в Северный территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Саратовской области поступили обращения жителей города Балаково Саратовской области на отсутствие ограждения с трех сторон у мусорной площадки, наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, захламление территории и вывоз мусора с нарушением норм законодательства по адресу: "адрес"; наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, захламление территории и вывоз мусора с нарушением норм законодательства по адресу: "адрес"; несоблюдение расстояния от мусорной площадки до жилого дома и наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, захламление территории и вывоз мусора с нарушением норм законодательства по адресу: "адрес".
В ходе проведенного в период с 10 часов 00 минут по 12 часов 00 минут 24 июня 2022 года обследования установлено, что на территории общего пользования города Балаково Саратовской области, "адрес", установлен один контейнер для твердых коммунальных отходов без ограждения с трех сторон, на прилегающей территории складированы отходы: сухая трава, срезанные ветки деревьев, мешки с мусором; на территории общего пользования город Балаково Саратовской области, "адрес", установлены четыре контейнера для твердых коммунальных отходов без ограждения с трех сторон, на прилегающей территории складированы отходы: сухая трава, срезанные ветки деревьев, мешки с мусором; на территории общего пользования город Балаково Саратовской области, "адрес", установлены два контейнера для твердых коммунальных отходов без ограждения с трех сторон, на прилегающей территории складированы отходы: мешки с мусором шины от автомобильных колес.
Таким образом, административный ответчик, в силу закона обязанный организовывать деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и благоустройства с территории муниципального образования город Балаково Саратовской области, нарушил положения статей 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), пункты 3, 9, 13 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), не обеспечил безопасные для здоровья населения и среды обитания условия сбора и вывоза отходов, а также допустил угрозу санитарно-химического и микробиологического загрязнения почвы, на территории города по адресам в городе Балаково Саратовской области: пересечение улиц Красная Звезда и 1 Мая; пересечение улиц Коммунистической и Топоринской; пересечение улиц Вольской и Братьев Захаровых.
На основании изложенного административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее также - администрация Балаковского района, администрация), выразившееся в необеспечении организации деятельности по накоплению и транспортированию отходов и ликвидации несанкционированной свалки отходов с прилегающей территории к контейнерным площадкам, выполнения ограждений специальных площадок с трех сторон высотой не менее 1 м по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; возложить на администрацию Балаковского района обязанность прекратить нарушение требований санитарного законодательства, нарушающее конституционные права неопределенного круга лиц, посредством обеспечения организации деятельности по накоплению и транспортированию отходов и ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и крупногабаритных отходов и мусора на прилегающих территориях к контейнерным площадкам, обеспечить ограждения высотой не менее 1 м с трех сторон по указанным адресам с целью предотвращения санитарно-химического и микробиологического загрязнения почвы, угрозы распространения инфекционных паразитарных заболеваний населения в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 25 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 27 апреля 2023 года через суд первой инстанции, администрация Балаковского района просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что администрация осуществляла и осуществляет соответствующие действия по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, на момент рассмотрения административного дела все территории вокруг спорных мусорных контейнерных площадок были приведены в нормативное состояние, мусор вывезен, территория очищена. Кроме того, в отношении площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: "адрес", в охранной зоне тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером N, вступившим в законную силу 3 апреля 2023 года решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2023 года по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") на администрацию Балаковского района возложена обязанность освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа указанной контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, что, по мнению заявителя, делает неисполнимым принятое по настоящему административному делу решение в части указанной контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, подлежащей демонтажу на основании решения иного судебного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступили переадресованные обращения жителей города Балаково Саратовской области 6 июня 2022 года, 16 июня 2022 года, 23 июня 2022 года, 8 июля 2022 года по фактам наличия несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, несоответствия установленных мусорных баков требованиям СанПиН, захламления территорий и вывоза мусора с нарушением норм законодательства по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес".
Актами осмотра от 24 июня 2022 года, проведенными по указанным выше адресам расположения площадок сбора твердых коммунальных отходов, установлено, что по адресу: "адрес" установлен один мусорный контейнер для сбора твердых коммунальных отходов, площадка для мусора (сбора твердых коммунальных отходов) не ограждена с трех сторон, на прилегающей территории (у мусорного контейнера) складированы отходы: сухая трава, срезанные ветки деревьев, мешки с мусором (акт N). По адресу: "адрес" установлено четыре контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, площадка для мусора (сбора твердых коммунальных отходов) не ограждена с трех сторон, на прилегающей территории (мусорного контейнера) складированы отходы: сухая трава, срезанные ветки деревьев, мешки с мусором (акт N). По адресу: "адрес" установлено два мусорных контейнера (для сбора твердых коммунальных отходов), ограждение с трех сторон отсутствует, на прилегающей территории (у контейнера) складированы отходы: мешки с мусором, шины от автомобильных колес, что подтверждается фототаблицей.
Из сообщения заместителя главы администрация Балаковского района по строительству и развитию жилищно-коммунального хозяйства от 25 августа 2022 года следует, что с контейнерных площадок, расположенных по указанным адресам в городе Балаково Саратовской области, мусор вывезен, в подтверждение чего приложены фотоснимки в количестве трех штук.
Постановлением администрации Балаковского района от 26 февраля 2019 года N 646 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Балаково.
Согласно данному реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, местонахождение спорных площадок следующее: "адрес" (установлено два контейнера); "адрес" (установлено два контейнера); "адрес" (установлено пять контейнеров). Источниками поступления отходов указан жилой фонд, организациями, эксплуатирующими контейнерные площадки - управляющие компании.
Из актов осмотра от 12 октября 2022 года установлено, что "адрес" расположена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, на которой установлены два мусорных контейнера. Площадка без ограждения. Рядом с контейнерами обнаружено складирование отходов: растительность (сухая трава, ветки), мешки с мусором. В подтверждение изложенного к акту приложен фотоснимок (акт N).
"адрес" расположена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. Установлено четыре мусорных контейнера. Площадка без ограждения. Выявлено складирование отходов на указанной территории: мешков со строительным мусором, автомобильных шин. Перенести данную площадку для сбора твердых коммунальных отходов возможно, если установить ее левее или правее от участка прохождения тепловых сетей ПАО "Т Плюс", на расстоянии от прохождения тепловых сетей не менее 3 м. При переносе площадки для накопления твердых коммунальных отходов необходимо оборудовать ее в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 (с твердым покрытием и ограждением не менее 1 м высотой). Установка площадки по данному адресу возможна с согласования ПАО "Т Плюс". Ограждение с задней стороны и сбоку имеется. Указанные сведения подтверждаются фотоснимком (акт N).
"адрес" расположена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов с двумя мусорными контейнерами. Складирования отходов на территории (свалки) не обнаружено, мусор вывезен. Площадка без ограждения высотой не менее 1 м. Перенос мусорной площадки не представляется возможным в связи с плотной застройкой жилых домов. Невозможно ее размещение с учетом расстояния не менее 20 метров от жилого дома (акт N). В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 в случае раздельного накопления отходов расстояние от жилого дома до мусорной площадки сокращается до 8 м, что является исполнимым в данном случае. В подтверждение изложенных в акте обстоятельств прилагается фотоснимок.
Из материалов дела также следует, что вступившим в законную силу 3 апреля 2023 года решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2023 года по делу N удовлетворено исковое заявление ПАО "Т Плюс". На комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского района возложена обязанность освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа двух бетонных контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов между N и N, расположенных по адресу: город Балаково, улица Красная Звезда, в охранной зоне тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером N, либо их выноса за пределы охранной зоны тепловых сетей в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
При этом согласно акту осмотра тепловой сети от 14 ноября 2022 года по адресу: "адрес" установленная бетонная площадка с контейнерами находится непосредственно над теплотрассой, также имеется неорганизованная свалка мусора, веток.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что административный ответчик не обеспечил безопасные для здоровья населения и среды обитания условия сбора и вывоза отходов, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт нарушения содержания и обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес".
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В частях 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно пункту 3.2 Положения об администрации Балаковского муниципального района Саратовской области названная администрация исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования город Балаково, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом муниципального образования город Балаково, а также иными муниципальными правовыми актами муниципального образования город Балаково.
В соответствии с пунктами 18, 19 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Балаково к вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального образования город Балаково, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования город Балаково, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории муниципального образования город Балаково в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования город Балаково.
На основании статьи 25 Устава исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области возлагается на администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области.
Изложенные административным ответчиком доводы о том, что администрацией Балаковского района осуществляются действия по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, что само собой исключает бездействие по ликвидации несанкционированной свалки отходов с прилегающих территории к контейнерным площадкам, являются несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
Доводы жалобы о рассмотрении Арбитражным судом Саратовской области иска ПАО "Т Плюс" к комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского района об обязании последнего освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: "адрес", в охранной зоне тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером N, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Вступление в силу решения Арбитражного суда Саратовской области по делу N не может являться безусловным основанием для освобождения административного ответчика администрации Балаковского района от исполнения ею обязательных требований по соблюдению установленных нормативными актами условий сбора и вывоза отходов.
В случае, если вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Саратовской области будет препятствовать исполнению решения суда по настоящему административному делу, заинтересованные лица, в том числе административный ответчик, вправе в порядке статьи 338 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд первой инстанции, поставив вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.