Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рулева А. К, Кулабухова Е. В, Астафимовой Л. Н, Елагина М. А, Ештокиной О. Н, Гуськова Д. А, Трошиной Г. Н, Еремеева С. И, Волоховой В. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Рулева А. К, Кулабухова Е. В, Астафимовой Л. Н, Елагина М. А, Ештокиной О. Н, Гуськова Д. А, Трошиной Г. Н, Еремеева С. И, Волоховой В. А. к администрации городского округа Подольск Московской области об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя административных истцов Чадина С.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рулев А.К, Кулабухова Е.В, Астафимова Л.Н, Елагин М.А, Ештокина О.И, Гуськов Д.А, Трошина Г.Н, Еремеев С.И, Волохова В.А. обратились в суд с названным административным иском, в котором с учетом уточнения требований просили признать незаконным постановление главы администрации городского округа Подольск ДД.ММ.ГГГГ Nп в части осуществления сноса самовольно возведенных строений и исключить из него сведения о сносе следующих гаражных боксов, принадлежащих: Рулеву А.К. - гаражный бокс N; Кулабухову Е.В. - гаражный бокс N; Астафимовой Л.Н. - гаражный бокс N; Елагину М.А. - гаражный бокс N; Ештокину Л.М. - гаражный бокс N; Гуськову Д.А. - гаражный бокс N; Трошиной Г.Н. - гаражный бокс N; Волоховой В.А. - гаражный бокс N; Еремееву С.И. - гаражный бокс N, расположенных по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указали, что являются членами ГСК-7, начиная ДД.ММ.ГГГГ, все членские взносы выплачены в полном объеме. Согласно оспариваемому постановлению сносу подлежат 25 гаражных боксов, которые в 2006 году на общем собрании ГСК-7 были включены в состав ГСК-7 под общим наименованием "Секция N 5". ГСК-7 создан как единый кооператив путем объединения мелких гаражных кооперативов N, что подтверждается протоколом собрания председателей и членов гаражных кооперативов ДД.ММ.ГГГГ. Климовским Городским Советом Народных Депутатов Московской области ДД.ММ.ГГГГ N предоставлен дополнительный отвод земельного участка площадью 0, 25 га к существующему ГСК-7 под строительство гаражных боксов, на котором в результате и были построены спорные гаражные боксы. Территория ГСК-7 с учетом расположения 25 спорных гаражных боксов (секция N 5) отделена от других предприятий забором и относится к 1, 73 га, которые были закреплены в постоянное бессрочное пользование постановлением главы г. Климовска ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Подольского городского суда Московской области административный иск удовлетворен. Признано незаконным постановление главы администрации городского округа Подольск ДД.ММ.ГГГГ N в части решения о сносе гаражных боксов, расположенных по адресу: "адрес". Судом также восстановлен пропущенный процессуальный срок на обжалование оспариваемого постановления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года решение Подольского городского суда Московской области от 15 декабря 2021 года отменено, постановлено по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной 26 августа 2022 года через Подольский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 сентября 2022 года, административные истцы просят отменить судебный акт апелляционной инстанции как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. Заявители жалобы указывают, что являются членами ГСК-7 ДД.ММ.ГГГГ, возвели или приобрели гаражные боксы на территории ГСК, правоустанавливающие документы у них отсутствуют, так как были утрачены руководством ГСК. Вместе с тем, под строительство принадлежащих им гаражей был выделен земельный участок площадью 0, 25 га, за счет которого была увеличена площадь ГСК, что подтверждается представленными ими доказательствами и свидетельскими показаниями, которым судом апелляционной инстанции дана ненадлежащая правовая оценка.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Удовлетворяя административной иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные гаражные боксы не являются бесхозяйными, находятся в пользовании конкретных лиц, являются объектами капитального строительства, в оспариваемом постановлении номера гаражных боксов, их принадлежность конкретным лицам не указана. Кроме того, для принятия решения о сносе спорных построек требовалось установить не только наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых они расположены, но и дату начала строительства, так как закон связывает возникновения прав на снос именно с наличием правоустанавливающих документов на земельный участок на дату начала строительства. Между тем, при принятии спорного постановления администрацией не установлены обстоятельства и период возведения спорных построек, вопрос отсутствия или наличия у заявителей прав на земельные участки на дату строительства на них спорных объектов не выяснялся. Судебные акты об отказе в признании права собственности на гаражные боксы были постановлены после принятия оспариваемого постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных административному ответчику законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого постановления имелись, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодека Российской Федерации предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу пункта 3.1 статьи 222 Гражданского кодека Российской Федерации решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодека Российской Федерации органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом, решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки.
Согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными данного Кодексом, другими федеральными законами, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Постановлением администрации городского округа Подольск Московской области ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка выявления объектов самовольного строительства и принятия мер по сносу таких объектов или приведению в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" утвержден Порядок выявления объектов самовольного строительства и принятия мер по сносу таких объектов или приведению в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", регламентирующий процедуры, связанные с выявлением объектов самовольного строительства, в том числе объектов незавершенного строительства, и принятием мер по их сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями на территории городского округа Подольск (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка снос самовольной постройки на территории городского округа Подольск обеспечивает Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск, который осуществляет выявление объектов самовольного строительства на территории городского округа Подольск путем объезда (обхода) территорий городского округа Подольск, проводимого на основании уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки (пункт 3 Порядка). В течение 10 рабочих дней со дня поступления Уведомления Комитет осуществляет в отношении каждого осмотренного земельного участка и находящегося на нем объекта сбор следующих документов и сведений: о правообладателе земельного участка и целях использования земельного участка; о необходимости получения разрешения на строительство; о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию в случае, если такое разрешение или акт требуются; о правообладателе (застройщике) объекта; о расположении объекта относительно зон с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения; о соответствии объекта виду разрешенного использования земельного участка (пункт 6 Порядка).
По результатам объездов (обходов) территории и сбора необходимых документов и сведений в отношении объекта самовольного строительства Комитет направляет указанную информацию на рассмотрение Комиссии по рассмотрению документов о сносе (демонтаже) самовольных построек или их приведению в соответствие с установленными требованиями на территории городского округа Подольск Московской области (далее - Комиссия), создаваемой на основании постановления администрации городского округа Подольск и действующей на основании Положения, утвержденного данным постановлением (пункт 7 Порядка); комиссия осуществляет рассмотрение представленных Комитетом сведений и документов о выявлении на территории городского округа Подольск самовольных построек (пункт 8 Порядка); по результатам рассмотрения документов Комиссия принимает одно из следующих решений: о наличии оснований для принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в порядке, установленном разделом IV настоящего Порядка (пункты 9, 9.1 Порядка); по результатам работы Комиссии составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии. Протокол Комиссии должен содержать информацию о предполагаемом объекте самовольного строительства, месте его расположения, описание объекта, а также решение Комиссии по результатам рассмотрения документов в соответствии с пунктами 9.1-9.3 настоящего Порядка (пункт 10 Порядка).
Пунктом 14 Порядка установлено, что решение о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается администрацией городского округа Подольск в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным экспертом отдела в сфере градостроительной деятельности Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск составлен акт осмотра объекта самовольного строительства, а именно: гаражных боксов, расположенных по адресу: "адрес". Сведения о земельном участке, правообладателях (застройщике) объекта, об объекте - отсутствуют. Объекты находятся на территории общего пользования. Гаражные боксы закрыты, доступа внутрь нет.
Комитетом по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск запрашивалась информация относительно гаражных боксов, в том числе расположенных по адресу: "адрес", для предоставления в Комиссию по рассмотрению документов о сносе (демонтаже) самовольных построек "адрес".
Согласно представленной информации, рассматриваемые объекты расположены на территориях, государственная собственность на которые не разграничена, вблизи земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес". Указанные объекты полностью расположены в границах приаэродромных территорий "адрес".
Из выписки из протокола ДД.ММ.ГГГГ N заседания Комиссии по рассмотрению документов о сносе (демонтаже) самовольных построек или их приведению в соответствие с установленными требованиями на территории городского округа Подольск Московской области следует, что имеются основания для принятия решения о сносе самовольных построек, в том числе гаражных боксов по адресу: "адрес", ввиду того, что самовольные постройки возведены или созданы на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем таких объектов, и который расположен в границах территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Подольск Московской области принято постановление N "О сносе самовольных построек", которым постановлено снести самовольные постройки - гаражные боксы, расположенные, в том числе, по адресу: "адрес".
После издания оспариваемого постановления было обеспечено размещение информации о планируемом сносе гаражных боксов. Постановление администрацией городского округа Подольск Московской области ДД.ММ.ГГГГ N "О сносе самовольных построек" было опубликовано в средствах массовой информации - Вестник муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" ДД.ММ.ГГГГ, выпуск N, а также размещено ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации городского округа Подольск в сети "Интернет".
Кроме того, судом апелляционной инстанции было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рулев А.К, Кулабухов В.И, Елагин М.А. обращались к Главе Городского округа Подольск о легализации самостроя 23-х гаражных боксов, расположенных по адресу: "адрес".
15 декабря 2020 года Климовским городским судом Московской области принято решение, которым Рулеву А.К, Кулабухову Е.В, Астафимовой Л.Н, Елагину М.А, Ештокину Л.М, Гуськову Д.А, Трошиной Г.Н. отказано в признании права собственности на гаражные боксы, расположенные по адресу: "адрес".
26 марта 2021 года Климовским городским судом Московской области принято решение, которым Волоховой В.А, Еремееву С.И. отказано в признании права собственности на гаражные боксы, расположенные по адресу: "адрес".
Указанными судебными актами отказано в признании за административными истцами права собственности на гаражные боксы в связи с отсутствием сведений о предоставлении земельного участка, на котором расположены гаражные боксы истцов, под их строительство в установленном законом порядке, либо владении земельным участком на каком-либо законном основании, отсутствием оформленной разрешительной документации на строительство гаражных боксов, а также в связи с тем, что истцы не являлись членами ГСК, паевые взносы не выплачивали.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно то, что гаражные боксы обладали признаками самовольной постройки, какие-либо правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на гаражные боксы по адресу: "адрес" отсутствовали, выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для принятия оспариваемого постановления и соблюдении порядка его принятия являются правильными.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах законов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций и не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Иная оценка заявителями установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного акта суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия поадминистративным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рулева А. К, Кулабухова Е. В, Астафимовой Л. Н, Елагина М. А, Ештокиной О. Н, Гуськова Д. А, Трошиной Г. Н, Еремеева С. И, Волоховой В. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.