Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А.Г.К. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 6 декабря 2021 года, дополнительное решение Саратовского районного суда Саратовской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению А.Г.К, М.В.Ф, П.Д.Ю. к Совету Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения А.Г.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
А.Г.К, М.В.Ф, П.Д.Ю. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, просили:
- признать незаконным решение Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Совет) от 16 июня 2021 года N 28 об инициировании процесса преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" и назначении публичных слушаний на территории Усть-Курдюмского муниципального образования;
- признать незаконным решение Совета от 28 июня 2021 года N 30 о согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее также Усть-Курдюмское муниципальное образование) путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов";
- признать недействительными протокол публичных слушаний от 28 июня 2021 года N 1 по обсуждению проекта решения о даче согласия на такое преобразование, итоги голосования публичных слушаний, заключение по данным публичным слушаниям;
- возложить на Совет обязанность устранить допущенные нарушения путем отзыва своего согласия на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования по решению от 28 июня 2021 года N 30.
В обоснование административного иска указали, что публичные слушания проведены со следующими нарушениями: согласие на преобразование выражено без учета и вопреки мнению значительного большинства населения муниципального образования; слушания назначены в рабочий день, в неудобное для людей время; журнал регистрации участников слушаний не был прошит и пронумерован, в качестве участников были зарегистрированы лица, не проживающие и не имеющие собственности на территории муниципального образования, люди регистрировались без предъявления паспорта; протокол слушаний не велся, секретарь не был объявлен; подсчет голосов не велся надлежащим образом; Положение о проведении публичных слушаний от 1 июня 2021 года не было обнародовано. Оспариваемые решения приняты при наличии инициативы населения о проведении местного референдума по вопросу преобразования, на основании результатов публичных слушаний и заключения комиссии по публичным слушаниям оформленных в нарушение закона, Устава муниципального образования и Положения о публичных слушаниях.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 6 декабря 2021 года и дополнительным решением от 5 апреля 2022 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 декабря 2022 года, А.Г.К. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Считает ошибочным вывод судов об обнародовании решения Совета от 16 июня 2021 года N 28 об инициировании процесса преобразования; утверждает, что вынося по делу дополнительное решение, районный суд изменил содержание решения суда вопреки требованиям процессуального закона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В силу статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закона о местном самоуправлении) преобразованием муниципальных образований является, в числе прочего, объединение муниципальных образований (часть 1);
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2).
В силу пункта 4 части 3 статьи 28 названного закона вопросы о преобразовании муниципального образования выносятся на публичные слушания.
Уставом Усть-Курдюмского муниципального образования предусмотрено, что Совет является представительным органом Усть-Курдюмского муниципального образования (статьи 18, 19).
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания, которые проводятся по инициативе населения, Совета, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основании контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета, назначаются Советом. На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (статья 12).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, обнародование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением Совета от 16 июня 2021 года N 28 постановлено: инициировать процедуру преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" (пункт 1); предложить представительным органам муниципального образования "Город Саратов", Саратовского муниципального района Саратовской области назначить и провести публичные слушания по вопросу преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" (подпункт 2.1 пункта 2); по итогам проведения публичных слушаний рассмотреть вопрос о согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" (подпункт 2.2 пункта 2); направить в представительные органы муниципального образования "Город Саратов", Саратовского муниципального района Саратовской области решение по вопросу, указанному в подпункте 2.2 пункта 2 настоящего решения (подпункт 2.3 пункта 2); назначить публичные слушания по инициативе Совета по вопросу преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" на 28 июня 2021 года на 11 часов 00 минут в филиале МАУК "ЦКС" Дом культуры с. Усть-Курдюм по адресу: "адрес", с обязательным соблюдением ограничительных мер и иных требований, установленных постановлением Правительства Саратовской области N 208-П (пункт 3); для организации проведения публичных слушаний назначить комиссию в составе: председатель комиссии - Ж.А.В, секретарь - М.Р.С, члены комиссии - Ч.М.А, Е.Р.Р, М.Е.А. (подпункт 3.1 пункта 3); направить настоящее решение в представительные органы муниципального образования "Город Саратов", Саратовского муниципального района Саратовской области (пункт 4).
Решение принято большинством голосов при наличии кворума и обнародовано 16 июня 2021 года.
Из протокола публичных слушаний по проекту решения "О даче согласия на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов" от 28 июня 2021 года N 1 следует, что в публичных слушаниях принимало участие 149 человек, в том числе, административные истцы, высказавшиеся против преобразования; при голосовании по данному вопросу голосовали "за" - 37 человек, "против" - 110 человек, "воздержались" - 2 человека.
Протокол публичных слушаний обнародован 28 июня 2021 года.
Решением Совета от 28 июня 2021 года N 30 по результатам публичных слушаний выражено согласие на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов", Саратовской городской Думе предложено внести в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу предложение о преобразовании Усть-Курдюмского муниципального образования путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов".
Решение принято большинством голосов при наличии кворума и обнародовано 28 июня 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, в том числе порядка проведения публичных слушаний; и не нарушают права административных истцов.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в пределах предоставленной законом свободы усмотрения. Целесообразность данного решения не может являться предметом судебного контроля.
Вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, в данном случае обеспечено обнародованием решения Совета от 16 июня 2021 года N 28 об их назначении на 28 июня 2021 года. Факт обнародования, зафиксированный актом от 16 июня 2021 года с указанием способов обнародования, достоверно установлен судами. Иная, отличная от судебной, оценка автором кассационной жалобы данного доказательств не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Утверждения автора кассационной жалобы о нарушении требований статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при вынесении судом дополнительного решения основаны на ее неверном толковании.
Частью 1 данной статьи предусмотрено право суда, принявшего решение, до его вступления в законную силу принять дополнительное решение, в частности - в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда (пункт 1).
В данном случае в соответствии с приведенной нормой закона до вступления в законную силу решения от 6 декабря 2021 года суд принял дополнительное решение от 5 апреля 2022 года по требованиям об оспаривании протокола публичных слушаний, итогов голосования и заключения по ним, по которым не было принято решение суда. При этом в части ранее разрешенных требований, судебный акт от 6 декабря 2021 года не изменялся; доводы кассационной жалобы об обратном противоречат содержанию последнего.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 6 декабря 2021 года, дополнительное решение Саратовского районного суда Саратовской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.Г.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.