Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Водяниковой М.И, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску товарищества собственников жилья "Престиж-2019" (далее по тексту ТСЖ "Престиж-2019") к Луниной ФИО9 о возложении обязанности по обеспечению доступа в жилое помещение, по кассационной жалобе ТСЖ "Престиж-2019" на решение Кировского районного суда города Саратова от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ " Престиж-2019" обратилось в суд с иском к Луниной Т.А. о возложении обязанности по обеспечению доступа в жилое помещение - "адрес", расположенную в корпусе N многоквартирного жилого "адрес"А, по "адрес", указывая, что товарищество осуществляет управление данным многоквартирным домом и в связи с исполнением обязательств по управлению общедомовым имуществом и его содержанию, товариществом в период с 10.12.2021 года по 10.01.2022 года с планированием реконструкции теплоузла и узла водогрейного бойлера, приобретения насоса для насосной станции, поднимающей давление холодного и горячего водоснабжения, проводилась проверка состояния инженерных сетей отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, с целью чего осуществлялся осмотр части общедомового имущества, расположенного в квартирах собственников данного дома. Ссылаясь на не обеспечение такого допуска сотрудников товарищества для проведения осмотра ответчиком Луниной Т.А, несмотря на неоднократные уведомления об этом, отсутствие возможности надлежащего исполнения возложенных на ТСЖ "Престиж-2019" жилищным законодательством обязательств по управлению многоквартирным домом без осмотра общедомового имущества в квартире ответчика, просило обязать Лунину Т.А. обеспечить доступ в ее квартиру представителям ТСЖ "Престиж-2019" для осмотра общего имущества (стоков холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления) с осуществлением фото и видеофиксации процесса и результатов осмотра, в 15-тидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика понесенные товариществом судебные расходы в общей сумме 8 211 рублей 24 копейки.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленных ТСЖ "Престиж-2019" требований отказано.
В кассационной жалобе истец ТСЖ "Престиж-2019", указывая на допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов, содержащихся в принятых ими судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений, как незаконных и не обоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лунина Т.А, ответчик по делу, является собственником жилого помещения - "адрес", расположенной в корпусе N многоквартирного жилого "адрес"А, по "адрес".
ТСЖ "Престиж-2019" в соответствии с принятым ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решением, отраженным в протоколе N, осуществляет управление корпусами N и N многоквартирного "адрес"А, по "адрес".
Согласно уставу ТСЖ "Престиж-2019" товарищество собственников жилья создано для целей управления данным многоквартирным домом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ТСЖ "Престиж-2019" осмотрены стояки отопления в 163 квартирах собственников вышеуказанного многоквартирного дома.
Исходя из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ "Престиж-2019" направлял Луниной Т.А. уведомление об обеспечении 02.03.2022 года в период времени с 11 до 12 часов доступа в принадлежащую ей квартиру N 203 для осмотра общего имущества.
Кроме того, на оборотной стороне квитанции на оплату за ремонт и содержание жилья за февраль 2022 года ТСЖ "Престиж-2019" разместил уведомление ответчику Луниной Т.А. о необходимости обеспечить доступ в принадлежащее ей жилое помещение - квартиру N 203, 10.03.2022 года в период времени с 11 до 12 часов.
Согласно актам от 02.03.2022 года и от 10.03.2022 года, составленным сотрудниками ТСЖ "Престиж-2019", доступ в квартиру Луниной Т.А. предоставлен не был.
При рассмотрении дела по существу, представитель истца, свидетели Лихачев Г.Ю. и Мишин К.А. показали, что 02.03.2022 года представители ТСЖ "Престиж-2019" для осмотра в квартиру Луниной Т.А. не приходили.
Об отсутствии возможности предоставить жилое помещение для осмотра 10.03.2022 года ввиду нахождения на следственных действиях, Лунина Т.А. уведомила ТСЖ "Престиж-2019" посредством направления письма по электронной почте.
Иных уведомлений о предоставлении жилого помещения для осмотра ответчику Луниной Т.А. истцом не направлялось.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Престиж-2019" требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 39, 135, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, исходил из отсутствия доказанности истцом факта уклонения ответчика Луниной Т.А. от предоставления доступа в принадлежащую ей квартиру сотрудникам ТСЖ "Престиж-2019" для осмотра общедомового имущества.
Суд апелляционной инстанции при проверке состоявшегося по делу решения суда первой инстанции по жалобе истца, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы истца о наличии препятствий со стороны ответчика Луниной Т.А. в доступе в квартиру для осмотра общедомового имущества, нижестоящие суды обоснованно указали, что необеспечение допуска в квартиру 10.03.2022 года был вызван наличием уважительных причин, связанных с участием в следственных мероприятиях во временной период, соответствующий времени желаемого осмотра, подтвержденных повесткой о явке на допрос в отделение полиции N 3, в связи с чем действия ответчика в указанную дату, отсутствующей в квартире в период с 11 до 12 часов в связи с нахождением на допросе у следователя, не могут быть расценены как умышленно создающие препятствия по допуску сотрудников управляющей компании.
Касательно даты предполагаемого осмотра общедомового имущества в квартире ответчика 02.03.2022 года, нижестоящие суды, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, включая показания свидетелей с обеих сторон, прямо противоположные по своему содержанию друг другу, соответственно подтверждающих отсутствие доступа в квартиру в период с 11 до 12 часов (со стороны истца) и опровергающих явку представителей ТСЖ в указанное время и за его рамками для осмотра (со стороны ответчика), согласованность последних с неоднократно направленными самой Луниной Т.А. в адрес управляющей компании обращений об организации осмотра стояков в ее квартире, не представления истцом доказательств принятия общим собранием собственников помещения спорного многоквартирного дома решений о капитальном ремонте дома либо реконструкции теплоузла и узла водогрейного бойлера, доказательств нарушения функционирования общего имущества многоквартирного дома, его ненадлежащее техническое состояние, требующих проведение осмотра, в том числе в квартире ответчика, пришли к выводу о не реализации ТСЖ "Престиж-2019" 02.03.2022 года права на осмотр общедомового имущества в квартире ответчика по собственной инициативе, не связанного с чинением препятствий со стороны Луниной Т.А, признав достоверными показания свидетелей с ее стороны, указавших на отсутствие работников управляющей компании в обозначенное время у квартиры ответчика, отклонив как недостоверные доказательства представленные истцом акт осмотра, показания свидетелей с его стороны, со ссылкой на их заинтересованность, а также видеоматериал, как не позволяющий установить дату и время съемки.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Приказом Минстроя России от 14.05.2021 года N 292/пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями", которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (п/п "и" п. 6 Правил).
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена и на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п/п 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пункт 85 обозначенных Правил обязывает направление потребителю извещения о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей, не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (п/п "е" п. 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Вместе с тем, указанному праву корреспондирует обязанность исполнителя заранее согласовать установленными пунктами 85 и 119 Правил N 354 способами и сроки дату и время такого осмотра, и только при соблюдении указанных положений Правил и доказанности чинимых потребителем (собственником квартиры) препятствий по допуску в квартиру сотрудников управляющей организации для осмотра инженерных коммуникаций, не связанных с наличием у потребителя либо собственника уважительных причин, для последнего могут предусмотренные для такого бездействия правовые последствия, в том числе понуждающие его судебным решением об обеспечении такого доступа в квартиру.
По данному же делу, как верно указано нижестоящими судами, факт того, что управляющая компания приняла все зависящие от нее меры для получения доступа в квартиру ответчика Луниной Т.А, равно как и наличие чинимых со стороны последней препятствий в доступе сотрудникам управляющей компании для осмотра общедомового имущества в ее квартире, не доказан, в связи с чем у судов правовых оснований для удовлетворения заявленных ТСЖ "Престиж-2019" требований и возложении на Лунину Т.А. обязанности по обеспечению такого доступа, не имелось.
Оснований для переоценки выводов нижестоящих судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все доказательства, представленные сторонами в материалы дела, получили должную оценку в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как в отдельности, так и в их совокупности.
Несогласие ТСЖ "Престиж-2019" с оценкой нижестоящими судами доказательств и установленными ими обстоятельствами, на которые по существу направлены доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов судебных инстанций, само по себе не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии с требованиями закона.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Престиж-2019" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.