Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Водяниковой М.И, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко ФИО8 к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Советского района г. Нижнего Новгорода о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить в список и обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе администрации Советского района г. Нижнего Новгорода на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Онищенко В.А. обратилась с вышеуказанным иском к администрации "адрес" и администрации "адрес", указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Онищенко Э.Н, родившая ее вне брака, была лишена судом родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ она была включена в соответствующий список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по Чердынскому городскому округу. Однако в связи со сменой места жительства, проживанием и обучением с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", она ДД.ММ.ГГГГ, будучи не обеспеченной жилым помещением, обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о включении ее в список на получение жилого помещения, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, по новому месту жительства и исключении из прежнего списка по прежнему месту жительства, в чем ей распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ года N-р было отказано в связи с достижением ею совершеннолетия. Ссылаясь на незаконность принятого распоряжения, необеспеченность ее по достижении 18-летия жилым помещением, сменой места жительства, просила признать данное распоряжение незаконным и возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, а также обеспечить таким жилым помещением.
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заявленный Онищенко В.А. иск удовлетворен частично.
Судом постановлено о признании незаконным распоряжения заместителя главы администрации "адрес", главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р незаконным.
На администрацию "адрес" возложена обязанность включить Онищенко В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ "адрес" на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении требований Онищенко В.А. в оставшейся части отказано.
В кассационной жалобе администрация "адрес", ссылаясь на допущенные судами обеих инстанций нарушения норм материального права, а также на несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Онищенко В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с рождением матерью вне брака, отсутствием сведений об отце, установившем в отношении нее отцовство, и лишением матери Онищенко Э.Н. решением Чердынского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ родительских прав.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Онищенко В.А. по постановлению главы Чердынского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N находилась под опекой.
ДД.ММ.ГГГГ Онищенко В.А. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда Чердынского городского округа по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени, несмотря на достижение ДД.ММ.ГГГГ совершеннолетнего возраста, жильем по договору найма специализированных жилых помещений на территории Чердынского городского округа "адрес" не обеспечена.
С ДД.ММ.ГГГГ Онищенко В.А. обучается в Нижегородском государственном университете им. ФИО6 по очной форме обучения.
С ДД.ММ.ГГГГ Онищенко В.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", пр-кт Гагарина, "адрес", общ. 4, где постоянно и проживает.
ДД.ММ.ГГГГ Онищенко В.А. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городского округа "адрес" по новому месту жительства и об исключении из аналогичного списка Чердынского городского округа по прежнему месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя главы администрации "адрес", главой администрации "адрес" N-р Онищенко В.А. в удовлетворении заявления и включения в указанный список отказано в связи с возможностью реализацией данного права указанной категорией детей лишь до достижения ими совершеннолетия.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных Онищенко В.А. требований в части признания незаконным распоряжения главы администрации об отказе во включении истца в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц, исходил из отнесения Онищенко В.А. к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, необеспеченности ее по достижении 18-ти лет жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, смены места жительства и предусмотренного законом права на включение в соответствующий список для обеспечения жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, по новому месту жительства вне зависимости от возраста.
Вместе с тем, принимая во внимание, что с заявлением об обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма истец к ответчикам не обращалась и теми каких-либо решений по данному вопросу не принималось, а также истребуемый истцом срок выделения ей жилого помещения - 2023 год, не наступил, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данной части исковых требований Онищенко В.А.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для несогласия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В силу пункта 9 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 статьи 8 поименованного выше Закона определена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также обязанность органа опеки и попечительства на осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и принятие самостоятельных мер по включению детей в данный список в случае неподачи таких заявлений представителями либо самим ребенком.
Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Положениями подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предусмотрено право лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при смене места жительства быть включенным в соответствующий список по новому месту жительства с одновременным исключением из аналогичного списка по прежнему месту жительства.
При этом данное право, как то закреплено в указанных нормативно-правовых актах, может быть реализовано путем подачи уполномоченным на представление интересов такого ребенка лицом, равно как и непосредственно самим лицом, в том числе достигшим возраста 23 лет, соответствующего заявления как в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства, так и по прежнему месту жительства.
Таким образом, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, также гарантировано право на изменение места жительства и, соответственно, право на обеспечение жилыми помещениями по новому месту жительства.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ местом жительства Онищенко В.А, является общежитие 4, жилого "адрес", по проспекту Гагарина в "адрес".
По данному адресу Онищенко В.А. зарегистрирована по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации (л.д. 4).
Временной либо постоянной регистрации по месту жительства по иному адресу, как то следует из материалов дела и копии паспорта истца Онищенко В.А, в том числе и по месту учета ее в списках как ребенка, оставшегося без попечения родителей, по прежнему месту жительства - в границах Чердынского городского округа Пермского края, та не имеет.
Обращаясь с заявлением в администрацию Советского район г. Нижнего Новгорода с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Онищенко В.А. указывала на изменение своего места жительства.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, обоснованно отвергнутыми нижестоящими судами, смена Онищенко В.А. постоянного места жительства и переезд из Пермского края на постоянное место жительства в Нижегородскую область, в условиях нереализации истцом данного права до достижения 18-летнего возраста не по ее вине, не может являться основанием для лишения ее права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей по новому месту жительства, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов об отсутствии у ответчиков правовых оснований для отказа Онищенко В.А. во включении ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору специализированного найма по новому месту жительства, являющегося в сою очередь основанием для исключения ее из аналогичного списка по прежнему месту жительства, и следовательно о незаконности принятого по заявлению истца распоряжения, понуждению к восстановлению прав истца, являются основанными на законе.
Ссылки же кассатора об обратном, об отсутствии таких правовых оснований в связи с достижением истцом 18-летнего возраста, напротив, основаны на неверном понимании норм материального права, в связи с чем отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии с требованиями закона.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Советского района г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.