Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Водяниковой М.И, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, по кассационной жалобе Краснова ФИО7 на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 января 2023 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия
установила:
Краснов В.П. обратился с иском к ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" о перерасчете задолженности за коммунальные услуги по вывозу твердых бытовых отходов, начисленной ему за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по принадлежащему ему на праве собственности домовладению N, расположенному по "адрес", в д. Пеньки, "адрес", указывая, что плата по вывозу мусора не подлежит начислению и оплате, поскольку в доме зарегистрированных лиц не имеется, а он в указанные периоды в данном жилом помещении не проживал, данной услуги в указанные периоды не потреблял, поскольку жил по иному адресу: в "адрес", о чем неоднократно уведомлял ответчика, обращаясь к нему с соответствующими заявлениями о перерасчете платы. Поскольку в добровольном порядке его требования, как потребителя, ответчиком удовлетворены не были, перерасчет платы не произведен, просил суд также о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей и штрафа за нарушение прав потребителя.
Решением Нижегородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных Красновым В.П. требований отказано.
В кассационной жалобе Краснов В.П, ссылаясь на допущенные судами обеих инстанций нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений, приводя доводы о фактическом проживании его по иному адресу в спорные периоды времени и исполнении им обязательств по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов по указанному иному адресу, а также о предусмотренном законом праве на производство перерасчета указанной платы при временном отсутствии потребителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Краснов В.П. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес", д. Пеньки, "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между Красновым В.П, как потребителем, и ответчиком ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному домовладению, на основании которого обществом Краснову В.П. выставляются счета за оказание услуги.
Краснов В.П. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете оплаты за оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на не проживание в указанном домовладении в указанные периоды, представляя справки, выданные администрацией Ивановского сельского поселения Палехского муниципального района "адрес", о своем временном отсутствии в домовладении по адресу: "адрес", д. Пеньки, "адрес".
Однако данные заявления Краснова В.П. ответчиком ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" оставлены без удовлетворения, перерасчет платы не осуществлен.
Отказывая Краснову В.П. в удовлетворении заявленных требований о перерасчете платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также производных от него по компенсации морального вреда и взыскании штрафа, суд ФИО2 инстанции, руководствуясь положениями статьей 30, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15, 151, 209, 210, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, статьи 24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из доказанности факта оказания ответчиком, как региональным оператором, коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорному домовладению истца, в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, верности осуществленного региональным оператором расчета платы за оказанную услугу, осуществленного в соответствии с утвержденными тарифами и нормами потребления, исчисляемого из количества собственников жилого дома, отсутствия доказательств временного отсутствия Краснова В.П. в принадлежащем ему на праве единоличной собственности жилом помещении и, как следствие, отсутствия правовых оснований для исключения начисленной Краснову В.П. платы за осенне-весенние периоды 2018-2022 годов в связи с его не проживанием, а также для взыскания компенсации морального вреда и штрафа ввиду отсутствия нарушения прав истца, как потребителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и также не установилоснований для производства требуемого истцом перерасчета региональным оператором начисленной платы по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.
Оснований для несогласия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с пунктом 148 (30) данных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N к настоящим Правилам соответственно.
Пунктом 9 (1) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9(2) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9 (3) и 9(4) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своих определениях от ДД.ММ.ГГГГ N-О и от ДД.ММ.ГГГГ N-О, а также в обзоре практики за четвертый квартал 2022 года, предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(4) Приложения N способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления, как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 92 Приложения N к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.
Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы лишь за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя, но при соблюдении последним нормативно установленного порядка обращения за перерасчетом с представление документов, подтверждающих факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, как то указано в пункте 93 Правил.
Вместе с тем, частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Кроме того, пунктом 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг, закреплено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, как имеет место по спорному делу в осенне-весенние периоды времени, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, как верно было отмечено нижестоящими судами при отклонении доводов Краснова В.П, аналогичных доводам кассационной жалобы, действующее законодательство разграничивает понятия временно отсутствия потребителя и не использование им жилого помещения, а также не предусматривает безусловное освобождение от внесение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии лиц, проживающих в домовладении, устанавливая порядок ее исчисления исходя из количества собственников такого жилого помещения.
Указанная правовая позиция нижестоящих судов соответствует толкованию приведенных норм материального права, данному Верховным Судом Российской Федерации, изложенным в принятом им ДД.ММ.ГГГГ решении по проверке действительности пункта 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств, принимая во внимание, что постоянным местом жительства истца Краснова В.П. являлась "адрес", расположенная в жилом "адрес" в "адрес", а неиспользование жилого дома по "адрес", в д. Пеньки, "адрес", являлось следствием собственного усмотрения истца и выбора им места своего жительства в осенне-весенние периоды 2018-2022 годов, не являлось вынужденным либо временным, то правовых оснований для освобождения Краснова В.П, являющегося собственником спорного жилого дома от внесения им платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, как справедливо было отмечено нижестоящими судами, не имелось.
В связи с фактически установленными по делу обстоятельствами суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета ответчиком истцу платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, а также в связи с отсутствием нарушения прав истца, как потребителя, и для взыскания в его пользу компенсации морального вреда и штрафа.
В связи с этим ссылки кассатора в подтверждение факта своего временного отсутствия в спорном домовладении на справки сельской администрации, а также установленное законом право на перерасчет платы при временном отсутствии потребителя, с учетом того, что отсутствие истца в спорном домовладении не является временным, а носит характер распорядительных полномочий в отношении жилого помещения, как собственника, по неиспользованию его в заявленные периоды времени, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как необоснованные.
С учетом этого доводы кассационной жалобы Краснова В.П. о том, что он в заявленные периоды не проживал в принадлежащем ему жилом доме и не потреблял заявленную к перерасчету коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правового значения не имеют, о незаконности принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений не свидетельствуют, в связи с чем также подлежат отклонению, как несостоятельные.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ином понимании норм права истцом, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, являться не могут.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснова Вадима Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.