N, N
город Саратов 9 июня 2023 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ерохиной И.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью "ВАЙТ ТРЕВЕЛ", авиакомпании "Air Moldova" о защите прав потребителя
по кассационной жалобе ФИО2
на решение мирового судьи судебного участка N 8 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ" о расторжении договора купли-продажи авиабилетов, взыскании 12 055 руб. 85 коп. за авиабилеты, неустойки в размере 8 000 руб, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, штрафа.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 4 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена авиакомпания "Air Moldova".
Решением мирового судьи судебного участка N 8 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов. Указывает на игнорирование судами доводов истца по возврату денежных средств и на допущенную ошибку в дате заключения договора.
Проверив материалы дела, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что 2 марта 2020 года между ФИО2 и ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ" заключен договор купли-продажи авиабилетов на вылет из аэропорта Домодедовог. Москва по маршруту Москва-Кишинев и Кишинев-Москва, стоимостью 12 055 руб. 85 коп, с датами вылета соответственно 5 мая 2020 года и 13 мая 2020 года.
При этом ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ" выступал агентом авиакомпании "Air Moldova", от имени которой осуществлял бронирование билетов на рейсы в рамках членства в Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) рейс был отменен, после чего ФИО2 оформил заявку на вынужденный возврат билета.
4 мая 2020 года ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ" на электронный адрес ФИО2 направлено письмо, в котором сообщено, что авиакомпания не рассматривает возвраты денежными средствами и всем пассажирам предложен обмен билетов.
ФИО2 не предоставил интересующие его новые даты/рейсы, заявок на расчет обмена билета от него не поступало.
8 февраля 2022 года ФИО2 обратился в ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ" с претензией возвратить уплаченную за билеты сумму в размере 12 055 руб. 85 коп.
Претензия оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон исходил из того, что договор воздушной перевозки был заключен между сторонами 2 марта 2020 года, то есть до 1 мая 2020 года, а срок исполнения авиаперевозчиком обязательств наступал 5 и 13 мая 2020 года, соответственно, истец имеет право на возврат денежных средств в течение по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, который на дату принятия судебного акта не наступил.
При этом мировой судья не усмотрел оснований для возложения обязанности по возврату стоимости авиабилетов на агента ООО "ВАЙТ ТРЕВЕЛ".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, оставил его без изменения.
Суд кассационной инстанции вопреки доводам кассационной жалобы находит выводы судов правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" введена в действие статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года N 991 (далее - Положение N 991) и устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года (пункт 1), за исключением воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (пункт 2).
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил 28 июня 2007 года N 82 (о добровольных и вынужденных отказах) не применяются. По данным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением N 991.
Согласно пункту 3 Положения N 991 в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (пункт 5 Положения N 991).
В соответствии с пунктом 6 Положения N 991 денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 данного Положения.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.
Пунктом 7 Положения N 991 закреплено, что для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.
Согласно пункту 10 Положения N 991 денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения истца к данным категориям.
Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 этого Кодекса.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", абзацем третьим статьи 24 которого установлено, что особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.
Таким образом, абзац второй пункта 1 Положения N991, определяющий, что данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года, к которым относятся и договоры перевозки, об отказе от которых заявлено истцом, соответствует отмеченным выше законоположениям в их системной взаимосвязи с учетом целей принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
При таком положении, с учетом установленных судами обстоятельств дела, обязанность перевозчика по возврату уплаченной провозной платы (в денежном эквиваленте) возникнет не ранее истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, либо с моментом наступления предусмотренных пунктом 10 Положения N 991 оснований.
Изложенные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы правовое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебных актов. Они были предметом рассмотрения в судах, в том числе заявлялись в апелляционной жалобе, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается. Доводы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов по обстоятельствам дела.
Представленные доказательства оценены судами по правилам статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитали их достаточными для подтверждения соответствующих юридически значимых обстоятельств.
Ссылка в кассационной жалобе на ошибку мирового судьи в указании даты договора купли-продажи авиабилетов не состоятельна к отмене судебных актов, так как это не привело и не могло привести к принятию неправильного судебного постановления.
Нарушений судами положений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допущено не было, тем самым оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 8 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.В. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.