Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2023 года гражданское дело по иску Карповой Инны Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и обучения, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе Карповой Инны Ивановны
на решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-2186/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 ноября 2022 года по гражданскому делу N 33-8703/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения истца Карповой И.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Халяпиной Т.П, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Карпова И.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ - ОПФР по Саратовской области) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и обучения, возложении обязанности назначить пенсию.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Карповой И.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Карпова И.И. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для зачета в трудовой стаж периода учебы и работы в воинской части с повышающим коэффициентом 1, 2.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции произведена замена ответчика ГУ - ОПФР по Саратовской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ОСФР по Саратовской области) в порядке процессуального правопреемства.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Карпова И.И, 17 января 2022 г. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ, указывая на наличие оснований для назначения указанной пенсии со дня достижения возраста 56 лет 6 месяцев, а именно, с 13 февраля 2022 года.
Решением ГУ - ОПФР по Саратовской области от 22 апреля 2022 года Карповой И.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа и требуемой величины ИПК. Страховой стаж Карповой И.И. составил 11 лет 08 месяцев 12 дней, величина ИПК - 12.626.
При определении права Карповой И.И. на назначение страховой пенсии по старости из страхового стажа пенсионным органом исключены: период службы с 18 октября 1993 года по 13 августа 2010 года, т. к. данный период учтен при определении размера пенсии за выслугу лет, период обучения в Ирпенском Индустриальном техникуме с 1 сентября 1980 года по 29 июня 1983 года.
Согласно материалам дела, Карпова И.И. с 14 августа 2010 года является получателем пенсии за выслугу лет, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей".
Согласно справок от 20 ноября 2020 год, в период работы Карповой И.И. с 26 января 1988 года по 19 октября 1989 года войсковая часть N71612 дислоцировалась в поселке Лесной городок Читинского района Читинской области, в период с 2 сентября 1991 года по 18 октября 1993 года войсковая часть N55449 дислоцировалась в ст. 71 разъезд Читинской области (71 разъезд относится к Могойтуйскому району Агинского Бурятского округа в Забайкальском крае).
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 8 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1020 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 3 августа 1972 года N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в соответствии с подп. "и" п.109, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д, партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Карповой И.И. требований в части включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода обучения в Ирпенском Индустриальном техникуме с 1 сентября 1980 года по 29 июня 1983 года, суды первой и апелляционной инстанций, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж спорного периода обучения, поскольку указанный период включен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, а также в связи с тем, что учебе истца не предшествовала трудовая деятельность.
Разрешая спор в части включения в страховой стаж для начисления страховой пенсии периодов работы Карповой И.И. с 26 января 1988 года по 19 октября 1989 года (вч 71612) и с 2 сентября 1991 года по 17 октября 1993 года (вч 55449) с повышающим коэффициентом 1, 2, назначении пенсии по старости и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу, что районы, в которых дислоцировались войсковые части, в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не поименованы, в связи с чем, льготное исчисление стажа к спорным периодам истца не может быть применено.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 8 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1020 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Карповой И.И. в жалобе доводы о наличии оснований для включения спорных периодов в страховой стаж и назначении досрочной пенсии по старости, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 ноября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Карповой Инны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.