Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2023 года гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Московской области "Центр занятости населения Московской области" к Саддулаеву Джасуру Камуловичу о взыскании незаконно полученного пособия
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Московской области "Центр занятости населения Московской области"
на решение Волоколамского городского суда Московской области от 26 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-1517/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 ноября 2022 года по гражданскому делу N 33-38266/2022
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Московской области "Центр занятости населения Московской области" (далее по тексту - ГКУ МО "ЦЗН МО") обратилось в суд с иском к Саддулаеву Д.К. о взыскании незаконно полученного пособия.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 26 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований ГКУ МО "ЦЗН МО" отказано.
В поданной кассационной жалобе ГКУ МО "ЦЗН МО" просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для взыскания необоснованно полученной денежной суммы, поскольку ответчик места жительства на территории РФ не имеет, доказательств регистрации по месту жительства по указанному им адресу не имеется.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 25 мая 2020 года Саддулаев Д.К. в порядке, предусмотренном п. 2 Временных правил, обратился в Учреждение с заявлением N1306485, поданным в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", о предоставлении государственной услуги о признании гражданина безработным и назначении пособия по безработице. В данном заявлении в графе "Адрес места жительства (пребывания)" ответчик указал адрес, по которому он фактически проживал: "адрес".
Приказом Территориального отделения ГКУ "ЦЗН" от 22.05.2020 N30/13802 Саддулаев Д.К. признан безработным с 15.05.2020 года, ему назначено пособие по безработице на период с 15.05.2020 года по 30.09.2020 года в следующих размерах: с 01.05.2020 года - 4500 руб, с 01.09.2020 года - 1500 руб.
С учетом находящихся на иждивении Саддулаева Д.К. несовершеннолетних детей, размер пособия был увеличен в июне-августе 2020 года на 6000 руб, и выплаченные ответчику денежные средства составили 27367, 74 руб.
Как следует из материалов дела, что согласно ответу УМВД России по Одинцовскому городскому округу Саддулаев Д.К, 07.07.1990 г.р, на территории Одинцовского городского округа по месту пребывания (жительства) не зарегистрирован.
Приказом Территориального отделения ГКУ "ЦЗН" от 30.09.2020 N30/45940 прекращена выплата пособия по безработице с 30.09.2020 года, он снят с учета в качестве безработного, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно карточки персонального учета гражданина от 15.05.2020 N30-20-06688 Саддулаев Д.К. проживает по адресу: "адрес", без указания сведений об адресе регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований ГКУ МО "ЦЗН МО", суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания пособия по безработице.
Суды верно исходили из того, что истцом не представлены доказательства недобросовестности, противоправности поведения ответчика при получении услуги по содействию в поиске подходящей работы на Едином портале государственных и муниципальных услуг и получения пособия по безработице, т.к. заведомо недостоверные сведения им относительно места его жительства не предоставлялись. В связи с чем, выплаченные ответчику денежные средства в размере 27367, 74 руб. в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются неосновательным обогащением.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГКУ МО "ЦЗН МО" в жалобе доводы о наличии оснований для взыскания незаконно полученного пособия, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе на отсутствие оснований для выплаты пособия по безработице ответчику, ввиду отсутствия места жительства на территории Российской Федерации, в частности, в г.Одинцово, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность регистрации в качестве безработного и получения пособия по безработице.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 ноября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Центр занятости населения Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.