Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2023 года гражданское дело по иску Клевцевича Александра Анатольевича к Администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" о признании недействительным протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы и урегулированию конфликта интересов, признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула
по кассационной жалобе Администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка"
на решение Калужского районного суда Калужской области от 27 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-1-5191/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего
кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Клевцевич А.А. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" о признании недействительным протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы и урегулированию конфликта интересов, признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 27 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 ноября 2022 года, исковые требования Клевцевича А.А. удовлетворены: признано недействительным решение, оформленное протоколом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения "Деревня Ястребовка", и урегулированию конфликта интересов от 21 марта 2022 года N 01; признано незаконным распоряжение Главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 21 марта 2022 года N 9 об увольнении Клевцевича А.А. на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; Клевцевич А.А. восстановлен в должности заместителя Главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения "Деревня Ястребовка" с момента увольнения; с администрации (исполнительно-распорядительного органа) сельского поселения "Деревня Ястребовка" в пользу Клевцевича А.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в размере 137876 рублей 48 копеек.
В поданной кассационной жалобе Администрация сельского поселения "Деревня Ястребовка" просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на законность увольнения за несоблюдение требований Закона "О противодействии коррупции", соблюдение процедуры увольнения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 18 октября 2021 года Клевцевич А.А. принят на работу в администрацию сельского поселения "Деревня Ястребовка" на должность заместителя Главы администрации, с ним заключен трудовой договор.
Согласно протоколу Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка", и урегулированию конфликта интересов от 21 марта 2022 года N01 на заседании Комиссии рассмотрено представление Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 16 марта 2022 года о несоблюдении заместителем Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" Клевцевичем А.А. требований об урегулировании конфликта интересов.
Согласно указанному представлению и протоколу заседания Комиссии, заместитель Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" Клевцевич А.А. издал распоряжение администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 27 декабря 2021 года N 93, пунктом 1 которого предусмотрена выплата ему надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 200% должностного оклада; принятие Клевцевичем А.А. как муниципальным служащим указанного решения является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей, при этом в нарушение пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" мер по предотвращению конфликта интересов Клевцевич А.А. не принял, что согласно части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", является основанием для увольнения его с муниципальной службы. В связи с изложенным комиссия пришла к выводу о том, что истцом не соблюдены требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Главе администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" рекомендовано уволить Клевцевича А.А. на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 21 марта 2022 года Клевцевич А.А. уволен с должности заместителя Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" 21 марта 2022 года на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Удовлетворяя заявленные исковые требования Клевцевич А.А. о признании увольнения незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в действиях истца имеются признаки дисциплинарного проступка, поскольку распоряжение об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы подписано им в отсутствие распоряжения Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" о возложении на него обязанностей главы администрации, однако, в указанных действиях отсутствует коррупционная составляющая, что с учетом отсутствия предшествующих фактов привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соблюдения им иных ограничений и запретов, предъявляемых к муниципальным служащим, являлось недостаточным основанием для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде в увольнения. Решение о применении к истцу такой меры дисциплинарной ответственности как увольнение, принято без учета положений части 4 статьи 27 данного Федерального закона и несоразмерно допущенному нарушению.
Судебная коллегия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может по следующим основаниям.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пунктом 5 статьи 4 Положения об администрации муниципального образования сельского поселения "Деревня Ястребовка", утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения "Деревня Ястребовка" от 15 декабря 2005 года N 18, предусмотрено, что в период временного отсутствия Главы местной администрации, его полномочия осуществляет заместитель Главы местной администрации (муниципальный служащий местной администрации). При этом полномочия Главы местной администрации осуществляются заместителем (служащим) в полном объеме, если иное не предусмотрено Главой местной администрации в распоряжении о назначении на исполнение обязанностей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 декабря 2021 года Клевцевичем А.А. за Главу администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" Симачёву Т.В. подписано распоряжение N 93 об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы сотрудникам администрации, в том числе, заместителю главы администрации Клевцевичу А.А. в размере 200% должностного оклада, за счет средств утвержденного фонда оплаты труда администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального образования сельского поселения "Деревня Ястребовка" за декабрь 2021 года
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Судами при рассмотрении дела не приняты во внимание указанные выше положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и не учено, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, влекущая получение им дохода в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Вопреки приводимым ответчиком доводам, что действия Клевцевича А.А. по изданию распоряжения об установлении надбавки самому себе и последующее получение им на основании этого распоряжения денежных средств являются коррупционным правонарушением, вопрос о наличии в этих действиях заместителя Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" Клевцевича А.А. неурегулированного конфликта интересов и вопрос о непринятии Клевцевичем А.А. мер по урегулированию конфликта интересов в нарушение положений приведенных норм материального права и требований статьи 56, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащей правовой оценки судов согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.
При таких обстоятельствах выводы судов об удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием коррупционной составляющей в действиях заместителя Главы администрации сельского поселения "Деревня Ястребовка" Клевцевича А.А, с учетом отсутствия предшествующих фактов его привлечения к дисциплинарной ответственности, соблюдения им иных ограничений и запретов, предъявляемых к муниципальным служащим, не основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судами, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Ввиду изложенного, решение Калужского районного суда Калужской области от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 ноября 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 ноября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.