Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Водяниковой М.И, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоренко ФИО6 к комиссии по социальному развитию и материально-техническому обеспечению МО МВД России "Навлинский", МО МВД России "Навлинский" об оспаривании решения от 14 марта 2019 года (протокол N2-С) и возложении обязанности восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе МО МВД России "Навлинский" на решение Навлинского районного суда Брянской области от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия
установила:
Прохоренко В.Н. обратился с иском к комиссии по социальному развитию и материально-техническому обеспечению МО МВД России "Навлинский" и МО МВД России "Навлинский" об оспаривании решений о снятии с жилищного учета, указывая, что он с 1994 года является сотрудником МО МВД России "Навлинский" и с 07.02.1996 года состоял на учете, как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по социальному развитию и материально-техническому обеспечению МО МВД России "Навлинский" от 14.03.2019 года он снят с учета и исключен из очереди в связи с наличием в его собственности в разные периоды времени недвижимого имущества. Ссылаясь на истечение с даты отчуждения последней недвижимости 5-летнего срока, указывает, что у жилищной комиссии правовых оснований для снятия его с жилищного учета и исключении из очереди на получение жилья не имелось. Поэтому просил суд признать решение жилищной комиссии от 14.03.2019 года незаконным и возложить на ответчиков обязанность восстановить его в очереди как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
Решением Навлинского районного суда Брянской области от 22 июня 2022 года заявленные Прохоренко В.Н. требования удовлетворены.
Судом постановлено о признании незаконным решения комиссии по социальному развитию и материально-техническому обеспечению МО МВД России "Навлинский" от 14.03.2019 года, оформленного протоколом N 2-С, в части снятия Прохоренко В.Н. с общей очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и возложении на МО МВД России "Навлинский" обязанности восстановить Прохоренко В.Н. в общей очереди.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года решение Навлинского районного суда Брянской области от 22 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МО МВД России "Навлинский" поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Прохоренко В.Н. с 1996 года по настоящее время состоит на службе в органах внутренних дел.
07.02.1996 года Прохоренко В.Н. обратился по месту службы с заявлением о постановке на учет в очередь на получение жилья с составом семьи из 3 человек.
На момент подачи данного заявления и постановки Прохоренко В.Н. на учет, за последним в собственности каких-либо домовладений и земельных участков не значилось.
Решением комиссии МО МВД России "Навлинский" по социальному развитию и материально-техническому обеспечению от 14.03.2019 года, оформленным протоколом N 2-С, Прохоренко В.Н. снят с общей очереди, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации ввиду утраты им оснований для получения жилья в связи с улучшением своих жилищных условий в период нахождения в общей очереди.
В соответствии с указанным протоколом при принятии вышеуказанного решения о признании Прохоренко В.Н. подлежащим снятию с учета комиссией учтено наличие в собственности у Прохоренко В.Н. в период учета объектов недвижимости, в том числе: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/275 доли в праве на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 010 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" СПК Лески; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/2 доли в праве на объект незавершенного строительства, площадью застройки 132, 9 кв.м, степенью готовности 30%, расположенный по адресу: "адрес", пгт. Навля, "адрес"; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - земельного участка из земель населенных пунктов под жилую застройку площадью 1 600 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", пгт. Навля, "адрес"; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/2 доли в праве на земельный участок из земель населенных пунктов под жилую застройку площадью 1 600 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", пгт. Навля, "адрес"; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 654 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", пер. Комсомольский, "адрес"; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - жилого дома площадью 42, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Влазовичский сельсовет, "адрес", пер. Центральный, "адрес".
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных Прохоренко В.Н. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статей 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия правовых оснований для признания Прохоренко В.Н. с составом семьи утратившим право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, отсутствия обеспеченности Прохоренко В.Н. и членов его семьи жильем, отсутствия оснований для признания наличествующим в действиях Прохоренко В.Н. намеренного ухудшения жилищных условий в целях приобретения права состоять на жилищном учете ввиду отсутствия как на дату постановки на учет у Прохоренко В.Н, так и на дату принятия решения о его снятии с жилищного учета в собственности жилого помещения и истечения со дня нахождения в собственности у Прохоренко В.Н. жилых помещений 5-летнего срока.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы нижестоящих судов правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Все обстоятельства, на которые ссылались представители ответчиков в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку нижестоящих судов исходя из положений жилищного и иного действующего законодательства, с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы МО МВД России "Навлинский" о допущенных судами нарушениях норм материального права и наличии оснований у жилищной комиссии для снятия Прохоренко В.Н. с семьей с учета на получение жилья, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как необоснованные по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД РФ от 09.06.2022 года N 405.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма предоставляются лицам, состоящим в органах внутренних дел Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятым на учет до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, определяемым в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1).
Ведение учета, перерегистрация очередников, формирование списка и предоставление очередникам, указанным в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего Порядка, жилых помещений по договору социального найма в центральном аппарате осуществляется Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД России, в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России - жилищно-бытовыми комиссиями, положения, состав и принимаемые решения которых утверждаются соответственно правовыми актами МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России (п. 7).
Пунктом 15 данного Порядка установлено, что очередник снимается с учета по решению жилищно-бытовой комиссии по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Судами на основании материалов дела установлено, что Прохоренко В.Н. был снят с жилищного учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого дома площадью 42, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Влазовичский сельсовет, "адрес", пер. Центральный, "адрес".
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
К числу таких причин, как указал Верховный суд Российской Федерации в своем Обзоре практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года, относятся утрата ими статуса малоимущих, например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете, и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях, например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи.
Таким образом, на учете нуждающихся могут состоять только граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы, и для того, чтобы быть поставленным на такой учет и состоять на нем гражданин, добросовестно пользующийся своими правами, обязан предоставить информацию обо всех находящихся в его собственности и в его пользовании жилых помещениях.
При этом статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен законодательный запрет к принятию на учет в качестве нуждающегося в получении жилья лиц, которые совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть с намерением приобретения права состоять на таком учете, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
К числу таких действий относятся и действия по уменьшению общего совокупного объема жилой площади всех находящихся в пользовании и собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений, в том числе, за счет их отчуждения.
Такие граждане в соответствии с указанной нормой права могут быть приняты на указанный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Таких обстоятельств, как верно было указано нижестоящими судами, ни жилищной комиссией при МВД, ни судом установлено не было.
Напротив, судами установлено и это не было опровергнуто ответчиками, что как на дату постановки истца на учет (1996 год), так и на дату принятия решения о его снятии с жилищного учета (14.03.2019 года) в собственности у Прохоренко жилого помещения не имелось, а со дня отчуждения последнего из имеющегося у него в собственности жилого помещения (29.06.2010 года), а также земельного участка для индивидуального жилищного строительства (19.10.2012 года), до даты принятия оспариваемого решения прошло более 5-ти лет.
При указанных обстоятельствах выводы судов о сохранении у Прохоренко В.Н. права с семьей состоять на жилищном учете на дату принятия решения ответчиком о его снятии и исключении из очереди на получение жилья, несмотря на наличие в период нахождения на таком учете в собственности жилого помещения, судебной коллегией кассационного суда признаются обоснованными.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные фактические обстоятельства дела, истечение на дату принятия ответчиком решения о снятии Прохоренко В.Н. с жилищного учета установленного законом 5-летнего срока со дня отчуждения недвижимости, нижестоящие суды верно признали невозможным оценку действий истца по отчуждению жилых помещений и земельных участков, как недобросовестных, с целью создания искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем доводы кассационной жалобы ответчика об обратном, судебная коллегия кассационного суда признает необоснованными и подлежащими отклонению.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Судами правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применён закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Навлинского районного суда Брянской области от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МО МВД России "Навлинский" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.