Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника муниципального унитарного правонарушения "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска Якубович Н.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 206-2022 от 18 мая 2022 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного правонарушения "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 206-2022 от 18 мая 2022 года муниципального унитарного правонарушения "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - МУП "ПОВВ" г. Челябинска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 02 ноября 2022 года, постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП "ПОВВ" г. Челябинска Якубович Н.Н. просит об отмене вынесенных по делу актов, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимают воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается, помимо прочего, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 3.2.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, техническая эксплуатация канализационной сети включает: а) надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; б) устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; в) предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; г) профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; д) надзор за эксплуатацией сети и сооружений абонентов согласно договорам; е) надзор за строительством сети, приемку в эксплуатацию новых и реконструированных линий; ж) ведение отчетной и технической документации; з) изучение режимов работы сети; и) разработку перспективных планов развития сети.
В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки, проведенной 23 декабря 2021 года Челябинской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора выявлено, что на земельном участке по ул. Заслонова, д. 8 в г. Челябинске (координаты 55.119549, 61.389831 и 55.120106, 61.390740) допущен разлив жидких бытовых отходов из колодца, находящегося на балансе МУП "ПОВВ" г. Челябинска, с заболачиванием земельного участка. МУП "ПОВВ" г. Челябинска допущены ненадлежащие эксплуатация и обслуживание канализационных колодцев, в результате чего имел место сброс отходов производства на землю, излив сточных вод на рельеф местности, с загрязнением окружающей среды. Тем самым, указанным юридическим лицом не выполняются установленные требования и обязательные природоохранные мероприятия по защите земель и охране почв, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении МУП "ПОВВ" г. Челябинска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела МУП "ПОВВ" г. Челябинска привлечено к административной ответственности.
Факт совершения МУП "ПОВВ" г. Челябинска административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину юридического лица в совершении административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы материалы дела подтверждают наличие объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе своей деятельности при эксплуатации канализационной системы МУП "ПОВВ" г. Челябинска обязано соблюдать требования природоохранного законодательства, в том числе принимать мероприятия по недопущению загрязнения и иного негативного воздействия на такой объект защиты как земли, устранению возникших последствий. Допущенный в настоящем случае излив сточных вод (жидких бытовых отходов), приведший к заболачиванию территории, не может не ухудшать состояние земель вне зависимости от их категории. Обстоятельства возможности использования земель по своему назначению, в том числе после выявленного разлива жидких бытовых отходов, в данном случае наличие состава административного правонарушения не исключают. Доводы подателя жалобы о необходимости квалификации действий по иной норме вызваны ошибочным толкованием положений закона применительно к имевшим место событиям.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемой ситуации всех возможных мер для соблюдения требований и обязательных мероприятий по защите земель, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, МУП "ПОВВ" г. Челябинска не предпринято. В связи с изложенным, должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях юридического лица обоснованно установлено наличие всех элементов состава административного правонарушения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Вина общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
При рассмотрении дела положения статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения. Окончательно назначенное в ходе рассмотрения жалобы на постановление наказание соответствует положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 206-2022 от 18 мая 2022 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного правонарушения "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска оставить без изменения, жалобу защитника муниципального унитарного правонарушения "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска Якубович Н.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.