Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Филиппова А.И. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 сентября 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 24 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 24 ноября 2021 года, акционерное общество "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее также - АО "ТПАТП N 1", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Филлипов А.И. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать проведение обязательных медицинских осмотров; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, Пунктами 4-6 указанного Порядка предусмотрено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпунктам "д", "н" пункта 8 Положения о лицензировании лицензиат обязан выполнять ряд лицензионных требований, в том числе допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, - проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу пункта 39 Положения о лицензировании (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Из материалов дела следует, что Северо-Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Ространснадзора проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "ТПАТП N 1". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров; требований обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств.
В части нарушения порядка проведения обязательных предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров выявлено:
медицинский осмотр водителя проведён в одно время с заездом транспортного средства на место стоянки; согласно путевому листу N 00000144237 от 08.05.2021 года транспортное средство ЛиАЗ 529265, государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением "данные изъяты" А.В. осуществил заезд на парковку в 18 часов 05 минут 08.05.2021 года, при этом отметка о прохождении "данные изъяты" А.В послерейсового медицинского осмотра проставлена в 18 часов 05 минут 08.05.2021 года;
медицинский осмотр водителя проведен до заезда транспортного средства на место стоянки; согласно путевым листам N 00000148183 от 20.05.2021 года, N 00000149364 от 24.05.2021 года транспортное средство ЛиАЗ 529265, государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением "данные изъяты" А.В. осуществило заезд на парковку в 14 часов 52 минуты 20.05.2021 года и в 23 часа 40 минут 24.05.2021 года, при этом отметка о прохождении "данные изъяты" А.В. послерейсового медицинского осмотра проставлена в 14 часов 50 минут 20.05.2021 года и в 23 часа 36 минут 24.05.2021 года;
медицинский осмотр водителя проведен в одно время с выездом транспортного средства с места стоянки; согласно путевому листу N00000150419 от 27.05.2021 года транспортное средство ЛиАЗ 529265, государственный регистрационный знак АО 136 72, под управлением "данные изъяты" А.Е осуществило выезд с парковки в 06 часов 02 минуты 27.05.2021 года, при этом отметка о прохождении "данные изъяты" А.В предрейсового медицинского осмотра и его допуске к выполнении трудовых обязанностей проставлена в 06 часов 02 минуты 27.05.2021 года;
медицинский осмотр водителей проведен после выезда транспортного средства места стоянки; согласно путевому листу N00000157538 от 19.06.2021 года транспортное средство ЛиАЗ 529265, государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением "данные изъяты" осуществило выезд с парковки в 06 часов 58 минут 19.06.2021 года, при этом отметка о прохождении "данные изъяты" предрейсового медицинского осмотра и его допуске к выполнению трудовых обязанностей проставлена в 06 часов 59 минут 19.06.2021 года.
Также установлено нарушение порядка проведения предрейсового технического осмотра транспортного средства ЛиАЗ 529265, государственный регистрационный знак АО 136 72, которое выразилось в том, что в путевом листе N000001504 27.05.2021 года время прохождения предрейсового контроля (06 часов 12 минут) является более поздним по сравнению со временем выезда (06 часов 02 минуты) транспортного средства с места стоянки.
Данные обстоятельства, указывающие о неоднократных нарушениях лицензионных требований, с учетом пункта 39 Положения о лицензировании относящиеся к грубым нарушениям лицензионных требований, послужили основанием для составления в отношении АО "ТПАТП" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения АО "ТПАТП" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы об отсутствии нарушений лицензионных требований, отсутствии события и состава административного правонарушения по причине того, что действующее законодательство не содержит указаний на то, в каком порядке должны проходить предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
В настоящем случае установленные на основании проставленных отметок о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров и допуска их к выполнению трудовых обязанностей, прохождении послерейсовых медицинских осмотров, а также предрейсового технического осмотра транспортного средства обстоятельства указывают, что выезд транспортных средств в рейс в вышеуказанных случаях фактически осуществлялся в нарушение обязательных требований (соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения) до прохождения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей и предрейсового технического осмотра транспортного средства; а послерейсовые медицинские осмотры по существу проводились до окончания рейса. Между тем, пунктами 4 и 5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров прямо предусмотрено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся именно перед началом рейса, а послерейсовые медицинские осмотры - по окончании рейса. Данные положения обществом были нарушены.
Приведенные юридически значимые обстоятельства с учетом положений пунктов 8, 39 Правил лицензирования свидетельствуют о допущенных обществом грубых нарушениях лицензионных требований. Фактическое наличие отметок о прохождении предрейсовых медицинских осмотров после выезда в рейс, о прохождении послерейсовых медицинских осмотров до окончания рейса наличие вмененного состава административного правонарушения не исключает.
Выявленные обстоятельства указывают на осуществление АО "ТПАТП" предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная в жалобе последовательность прохождения контроля у механика, возвращения водителей для прохождения медицинского осмотра, с указанием, что такие действия осуществляются в целях предотвращения затора на КПП, не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения и вины общества в его совершении.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта, не представлено.
С учетом реального характера создаваемой угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в сфере безопасности дорожного движения деяние общества обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица по материалам дела не усматривается. Положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в полном соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено. При составлении протокола участвовал защитник.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела также не допущено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Наказание назначено в соответствии с санкцией нормы, является обоснованным и справедливым, соответствующим задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 сентября 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 24 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Филиппова А.И. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.