Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Меньщиковой Ирины Сергеевны на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 16 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора регионального представительства общества с ограниченной ответственностью "Ю-Менеджемент" - магазина "Юничел" общества с ограниченной ответственностью "Обувь Кургана" Меньщиковой Ирины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 16 февраля 2022 года, должностное лицо - директор регионального представительства общества с ограниченной ответственностью "Ю-Менеджемент" - магазин "Юничел" общества с ограниченной ответственностью "Обувь Кургана" (далее - ООО "Обувь Кургана") Меньщикова И.С, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, Менщикова И.С. выражает несогласие с судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу, либо о замене административного штрафа на предупреждение, либо о снижении размера административного штрафа.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В том числе в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) постановлением Губернатора Курганской области от 16.03.2020 N 12 на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу пункта 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, относится, помимо прочего, - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 03 октября 2021 года в 10 часов 53 минут при проведении выездного обследования в отношении ООО "Обувь Кургана" по адресу: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 60, установлено, что должным образом не осуществляется контроль за выполнением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекции, а именно: не обеспечено наличие оборудования по обеззараживанию воздуха в местах массового скопления людей (торговый зал). При этом магазин "Юничел" расположен в цокольном этаже административного здания, возможность проветривания помещения отсутствует.
Согласно трудовому договору о дистанционной работе директор регионального представительства ООО "Ю-Менеджмент" - магазина "Юничел" ООО "Обувь Кургана" Менщикова И.С. осуществляет управление коммерческой деятельностью организаций в г. Курган, с которыми заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа; осуществляет координацию управляемых организаций, анализ эффективности их деятельности, обеспечивает для управляемых организаций возможность открытия новых торговых залов и торговых площадей, организовывает обеспечение таких площадей необходимым оборудованием, соблюдает требования по производственной санитарии.
Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" послужили основанием для привлечения директора регионального представительства ООО "Ю-Менеджемент" - магазин "Юничел" ООО "Обувь Кургана" Менщиковой И.С. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Менщиковой И.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьями нижестоящих судебных инстанций дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неиспользование на вышеуказанном объекте торговли оборудования по обеззараживанию воздуха (рециркулятор воздуха отсутствует) установлено, подтверждается материалами дела, сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о том, что выясненные обстоятельства не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, поскольку не указывают о нарушении нормативных требований, так как положения о применении обеззараживателей воздуха носят рекомендательный характер, являются несостоятельными. Требование санитарных правил о проведении такого санитарно-противоэпидемического мероприятия на объектах торговли как обеззараживание воздуха прямо следует из пунктов 4.1, 4.4 СП 3.1.3597-20, данное требование ООО "Обувь Кургана" в своей деятельности в магазине "Юничел" обязано была соблюдать. Материалы дела свидетельствуют, что данное требование о проведении необходимого противоэпидемического мероприятия, направленного на предупреждение и противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, закрепленное в санитарных правилах, не соблюдалось, в том числе с учетом расположения магазина в помещении на цокольном этаже, где возможность проветривания отсутствует, доказательств обратного не представлено.
Вопреки доводам жалобы выявленное нарушение, допущенное ответственным за соблюдение требований законодательства в данной сфере должностным лицом - Менщиковой И.С, правильно квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с этим вызвано неправильным толкованием заявителем положений закона применительно к спорным правоотношениям. В настоящем случае Менщиковой И.С. обоснованно вменено не нарушение нормы о невыполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Курганской области, а конкретное нарушение в части невыполнения мер, относящихся к противоэпидемическим мероприятиям, закрепленным в действующих санитарных правилах, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В связи с изложенным, действия Менщиковой И.С. при возбуждении дела об административном правонарушении и при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями квалифицированы правильно, оснований для переквалификации не имеется.
Доказательств отсутствия реальной возможности для соблюдения действующих санитарных правил и выполнения противоэпидемических мероприятий в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, доказательств принятия всех возможных мер по соблюдению требований законодательства в данной сфере со стороны должностного лица Менщиковой И.С. (которым она является в силу своих должностных обязанностей и положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не представлено.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности Менщиковой И.С. в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
Административное наказание в виде штрафа назначено Менщиковой И.С, привлеченной к ответственности в качестве должностного лица, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несмотря на отнесение ООО "Обувь Кургана" к категории малых предприятий ни характер административного правонарушения, ни объект посягательства, ни обстоятельства настоящего дела (с учетом создаваемой угрозы охраняемым интересам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения) не свидетельствуют о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку необходимые условия для этого, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
С учетом назначенного в минимальном размере наказания доводы о наличии смягчающих обстоятельств (в том числе в виде устранение последующего устранения нарушения) о несправедливости назначенного наказания не свидетельствуют, и сами по себе на исключительные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для назначения наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, не указывают. При указанных обстоятельствах назначенное наказание является законным и обоснованным. Оснований полагать о несправедливости данного наказания, не усматривается. Оснований для прекращения производства по делу с применением статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как допущенное правонарушение с учетом угрозы охраняемым интересам не носит характер малозначительного.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 16 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора регионального представительства общества с ограниченной ответственностью "Ю-Менеджемент" - магазина "Юничел" общества с ограниченной ответственностью "Обувь Кургана" Меньщиковой Ирины Сергеевны оставить без изменения, жалобу Меньщиковой Ирины Сергеевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.