Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" защитника Тарасова С.А. на вступившие в законную силу постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 февраля 2022 года N 03/4-793/2021, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Пурнефтегаз" (далее - ООО "РН-Пурнефтегаз", Общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 февраля 2022 года N 03/4-793/2021, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2022 года, решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2023 года, ООО "РН-Пурнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "РН-Пурнефтегаз" Тарасов С.А. просит вышеуказанные акты отменить, прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для её удовлетворения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", который определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "РН-Пурнефтегаз" нарушило экологические требования при эксплуатации эксплуатируемого оборудования, не обеспечило содержание его в исправном состоянии, в результате чего 12 декабря 2021 в 17:20 местного времени на территории Тарасовского месторождения (92 км северо - востока от г. Губкинский, с географическими координатами 77?40?2.12984? с.ш. 64?34?7.99417? в.д.) произошла разгерметизации промыслового трубопровода к.1-и.вр.к.5 ЦЭиРт УНПNN3 с разливом нефтесодержащей жидкости, примерная площадь разлива 980 м?.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 КоАП РФ, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения, достаточные для установления события нарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судьям городского и окружного судов по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо, судьи нижестоящих инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности ООО "РН-Пурнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, являются правильными, должным образом мотивированы с приведением исчерпывающих оснований в постановлении, судебных актах.
Доводы об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения ввиду вменения ему нарушения требований промышленной безопасности, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, правильно отклонены судебными инстанциями, поскольку в рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение требований в области окружающей среды, а именно: непринятие мер по безопасной эксплуатации промыслового трубопровода с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду. При этом проверка соблюдения требований промышленной безопасности должностным лицом не осуществлялась.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вопреки доводам жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден, поскольку к административной ответственности постановлением должностного лица ООО "РН-Пурнефтегаз" привлечено в течение года с момента выявления нарушения. То обстоятельство, что жалоба на постановление рассмотрена за пределами указанного срока, правового значения при разрешении вышеуказанного вопроса не имеет, поскольку истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Доводы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Наказание назначено в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Право ООО "РН-Пурнефтегаз" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 февраля 2022 года N 03/4-793/2021, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Пурнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника Тарасова С.А. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.