Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Маркиной Лидии Александровны - Ефанова Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Советского района г. Челябинска от 22 декабря 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 24 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маркиной Лидии Александровны
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Советского района г. Челябинска от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 24 февраля 2022 года, Маркина Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ефанов Д.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что Маркиной Л.А. на праве собственности принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: "данные изъяты".
По результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведенной с 25 января 2021 года по 19 февраля 2021 года установлено ненадлежащее использование земельных участков собственником земельных участков Маркиной Л.А, что выразилось в неиспользовании земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью; на земельных участках не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почв, не производится сенокошение или выпас скота, в результате чего произошло зарастание всей площади земельного участка сорной растительностью и древесной растительностью. Собственником земельного участка не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорными растениями.
В связи с выявленными нарушениями Маркиной Л.А. выдано предписание от 19 февраля 2021 года N233/072235 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 11 октября 2021 года устранить допущенные нарушения, указано, что для исполнения предписания необходимо на вышеуказанных земельных участках провести мероприятия по борьбе с произрастающими сорными и древесными растениями, провести механическую обработку почвы, использовать участки в соответствии с целевым назначением. Данное предписание направлено заказным письмом с извещением N05-ЗН-194 от 19 февраля 2021 года, получено 26 февраля 2021 года.
В соответствии с решением от 07 октября 2021 года N42-ЗН-74 в рамках государственного земельного контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельных участков "данные изъяты", контролируемое лицо Маркина Л.А, с предметом проверки в виде соблюдения Маркиной Л.А. обязательных требований земельного законодательства и исполнения предписания об устранении нарушений от 19 февраля 2021 года N233/072235.
По результатам проверки, которые отражены в акте проверки от 15 ноября 2021 года, установлено, что предписание от 19 февраля 2021 года N233/072235 не исполнено.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Маркиной Л.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела она привлечена к административной ответственности.
Обстоятельства невыполнения Маркиной Л.А. в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Маркиной Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований полагать о незаконности выданного предписания не имеется. Предписание об устранении выявленных нарушений от 19 февраля 2021 года N233/072235 выдано уполномоченным должностным лицом по результатам проведенной проверки. Предписание адресовано полномочному лицу - собственнику земельных участков, на которого возложена обязанность по надлежащему содержанию земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части выполнения установленных обязательных требований и мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорными растениями, но который эту обязанность должным образом не выполняет.
В данном случае законность требований к собственнику о проведении мероприятий по борьбе с произрастающими сорными и древесными растениями, проведении механической обработки почвы, использовании участков в соответствии с целевым назначением при самом наличии на земельных участках сельскохозяйственного назначения сорной растительности и древесно-кустарниковой растительности и при неиспользовании участков в сельскохозяйственной деятельности сомнений не вызывает. В установленный в нем срок предписание не исполнено. Факт невыполнения предписания установлен в результате проведения проверки, имевшей под собой законные основания, сведений о признании проверки и ее результатов незаконными не имеется. Факт невыполнения предписания зафиксирован в акте проверки и подтвержден иными материалами дела.
Доводы о неисполнимости предписания являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно ими отклонены.
Утверждение подателя жалобы о том, что предписание не могло быть исполнено к указанному в нем сроку по причине его неполучения, опровергается материалами дела. В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, что предписание от 19 февраля 2021 года N233/072235 направлено в адрес Маркиной Л.А. по месту ее жительства заказным письмом с извещением N05-ЗН-194 от 19 февраля 2021 года (л.д. 16, 12). Данное предписание получено 26 февраля 2021 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении (л.д. 13). При получении уведомления Маркиной Л.А. достоверно было известно о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 11 октября 2021 года, но мер для устранения нарушений и исполнения предписания она не предприняла, сведений об исполнении предписания в административный орган не направила. Предоставленный срок для исполнения предписания (до 11 октября 2021 года), вопреки доводам жалобы, также указывает на исполнимость предписания, кроме того, Маркина Л.А. имела возможность до окончания предоставленного срока обратиться с ходатайством о продлении срока устранения нарушения (что разъяснено в самом предписании), но данной возможностью не воспользовалась. Доказательств невозможности исполнения предписания не представлено.
При отсутствии обстоятельств, указывающих на незаконность и неисполнимость предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, собственником земельных участков Маркиной Л.А. к установленному сроку свидетельствует о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в отсутствие Маркиной Л.А, но при надлежащем ее уведомлении. Копия протокола направлена в ее адрес.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования территориальной подсудности соблюдены.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение, дав оценку доводам жалобы относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Советского района г. Челябинска от 22 декабря 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 24 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маркиной Лидии Александровны оставить без изменения, жалобу защитника Маркиной Лидии Александровны - Ефанова Д.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.