Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1854/2021 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области Наумовой Ю.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения председателя Правления Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" Гурмана Ю.А, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 08 июня 2021 года удовлетворено административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации общественного фонда, обратившегося в городской суд на основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановлено ликвидировать Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" (далее - Фонд), исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о данной некоммерческой организации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 декабря 2021 года указанное решение суда отменено, дело направлено для рассмотрения в административную коллегию Челябинского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее - Управление) ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 декабря 2021 года и оставлении в силе решения суда первой инстанции (поступила в суд первой инстанции 12 января 2022 года).
Председателем Правления Фонда Гурманом Ю.А. представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемое апелляционное определение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении вопроса об определении родовой подсудности настоящего административного дела такого рода нарушения не допущены.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации).
Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра, включая административные дела, рассматриваемые в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (статья 17 указанного кодекса).
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 данного Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 названного кодекса).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 3 постановления от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Конституция Российской Федерации признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30).
Одной из форм реализации данного права является создание и деятельность общественных объединений.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Общественный фонд выступает в качестве одной из организационно-правовых форм общественного объединения и является одним из видов некоммерческих фондов, представляющих собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (часть первая статьи 7 и часть первая статьи 10 Федерального закона N 82-ФЗ).
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Как закреплено в части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется в том числе и по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 поименованного закона.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России (статья 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
В свою очередь, под некоммерческой организацией, понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), социальных, благотворительных и иных фондов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Таким образом, Фонд по своей организационно-правовой форме является одной из форм общественного объединения и некоммерческой организацией, образованной и зарегистрированной на территории Российской Федерации.
Из Устава Фонда усматривается, что в соответствии с его уставными целями данное общественное объединение имеет признаки межрегионального (регионального).
Оценивая в совокупности приведенные обстоятельства и упомянутые нормы материального права, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суждение суда апелляционной инстанции, относительно того, что настоящее дело подсудно Челябинскому областному суду, в качестве суда первой инстанции, входит в юрисдикцию суда субъекта Российской Федерации, является верным, основано на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и положениях процессуального права, устанавливающих правила определения родовой подсудности.
Ссылки в кассационной жалобе на положения части 8 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", не свидетельствуют о неправильном определении подсудности областным судом.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определённых главой 4 Кодекса.
Подпунктом 7 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды.
То обстоятельство, что Фонд, будучи юридическим лицом, являющимся некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме - фонда (общественного фонда), относящегося к унитарным некоммерческим организациям, не имеющим членства, не опровергает выводы о том, что данный Фонд, являясь при этом одной из организационно-правовых форм общественного объединения и одним из видов некоммерческих фондов, также представляет собой не имеющее членства общественное объединение.
При изложенных обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.