Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Саринского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 04 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 июня 2021 года по административному делу N2а-159/2021 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу к администрации Саринского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области о возложении обязанности направить документы в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области для исключения сведений из границ населенных пунктов.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее по тексту -Департамент) обратился в суд с иском к администрации Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - администрация Саринского сельского поселения) о возложении обязанности направить документы в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области для исключения сведений из границ населенных пунктов, входящих в состав Саринского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Кунашакского лесничества Саринского участкового лесничества в кварталах 15, 16, 17, 131, 132.
Требования мотивированы тем, что решением Челябинского областного суда от 07 сентября 2020 года признано недействующим решение Совета депутатов Саринского сельского поселения от 06 декабря 2012 года N29 "Об утверждении генерального плана Саринского сельского поселения" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Кунашакского лесничества Саринского участкового лесничества в указанных кварталах. Администрацией Саринского сельского поселения вышеуказанное решение суда не исполнено.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: администрация Кунашакского муниципального района, Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, Отдел архитектуры и градостроительства администрации Кунашакского муниципального района, Главное управление лесами Челябинской области и Совет депутатов Саринского сельского поселения в качестве заинтересованных лиц.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 04 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 июня 2021 года, исковые требования административного истца удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 17 декабря 2021 года), и дополнениях к кассационной жалобе, административный ответчик выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, ссылаясь на то, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал на то, что в решение Челябинского областного суда от 07 сентября 2020 года отсутствует указание на необходимость направления администрацией указанных документов в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области; в администрации такие документы отсутствуют; администрацией не принималось решение об установлении или изменении границ населенного пункта; не привлечены в качестве заинтересованных лиц собственники домов, расположенных в вышеуказанных кварталах Кунашакского лесничества Саринского участкового лесничества.
В возражениях на кассационную жалобу административный истец, ссылаясь на законность принятых судебных актов, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 07 сентября 2020 года признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2019 года N19 "Об утверждении Генерального плана Саринского сельского поселения" в части включения в границы населённого пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Саринского участкового лесничества: "данные изъяты". На Совет депутатов Саринского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Кунашакские вести".
23 декабря 2020 года Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, о предоставлении информации о том, вносились ли изменения, исключались ли сведения из Единого государственного реестра недвижимости относительно границ Саринского сельского поселения, имеющих пересечение с лесными участками расположенными на землях лесного фонда.
Согласно ответу Управления Росреестра по Челябинской области от 29 декабря 2020 года, на указанную дату в Единый государственный реестр недвижимости в отношении границ Саринского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области документы для внесения изменений в сведения ЕГРН и исключения сведений из ЕГРН не поступали.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что до настоящего времени решение Челябинского областного суда от 07 сентября 2020 года не исполнено, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся на основании информации поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, административным ответчиком данная обязанность не выполнена.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
При принятии обжалуемых судебных актов, ссылаясь на наличие у административного ответчика обязанности по направлению в регистрирующий орган документов для исключения из ЕГРН указанных сведений, суды руководствовались положениями пунктов 8, 8.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532.
Приведенные судами нормы регулируют порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в случае установления или изменения границ населенного пункта.
Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В силу части 16 указанной статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 утверждены "Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Правила).
Из пункта 7 Правил следует, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов (пункт 18.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Вместе с тем, обстоятельства наличия у административного ответчика документов, подлежащих направлению в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с вышеприведенными нормами, оставлены судами без исследования, их перечень (документов, подлежащих направлению в регистрирующий орган), в судебных актах не приведен, как и не определен судами срок совершения административным ответчиком действий, указанных в судебном акте.
Целью осуществления правосудия является принятие законного и исполнимого судебного акта, которым будет устранена правовая неопределенность в спорных правоотношениях. При этом, судебное решение не может быть вынесено под отлагательным условием, иное противоречило бы целям и задачам административного судопроизводства.
Учитывая изложенное, принятыми судебными актами указанная цель не достигнута, обжалуемые судебные постановления не отвечает требованиям исполнимости.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит учесть изложенное и постановить по делу законное решение на основании правильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 04 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 июня 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 04 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.