Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 января 2023 года, принятое по делу N2а-5820/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю к Лукиных Альбине Викторовне о взыскании недоимки по налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Пермскому краю (далее - МИФНС России N21 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лукиных А.В. о взыскании недоимки по УСН за 2018 год в сумме 9 983, 00 рублей, пени в сумме 1 376, 57 рублей, взыскании судебных издержек, связанных с рассмотрением административного дела в размере 74, 40 рублей.
В обоснование требований указано, что административный ответчик в период с 20 января 2017 года по 22 апреля 2019 года состояла на учете в ИФНС России по Свердловскому району города Перми в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (УСН) с объектом налогообложения "доходы". 18 ноября 2020 года налогоплательщиком представлена налоговая декларация по УСН за 2018 год, сумма налога, подлежащая уплате составила 12 136, 50 рублей. 24 февраля 2021 года налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2018 год; сумма налога, подлежащая уплате, составила 12 136, 00 рублей, со сроком уплаты до 30 апреля 2019 года. По расчету за 2017 год налог уменьшен на сумму 750, 00 рублей, частично произведена уплата налога в сумме 1 403, 00 рублей, сумма задолженности по состоянию на 5 мая 2021 года составила 9 983, 00 рублей. Лукиных А.В. обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, самостоятельно не исполнила, в связи с чем начислены пени за период с 1 мая 2019 года по 4 мая 2021 года в сумме 1 376, 57 рублей, направлено требование, которое в установленный срок не исполнено. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Свердловскому району города Перми.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 10 октября 2022 года требования удовлетворены, с Лукиных А.В. в пользу МИФНС России N21 по Пермскому краю взысканы недоимка по УСН за 2018 год в сумме 9 983, 00 рублей, пени - 1 376, 57 рублей, почтовые расходы - 74, 40 рублей. Также с Лукиных А.В. взыскана государственная пошлина в размере 400, 00 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 января 2023 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 10 октября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 апреля 2023 года, МИФНС России N 21 по Пермскому краю, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение им норм материального права, просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. ИФНС России по Свердловскому району города Перми направило суду ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукиных А.В. в период с 20 января 2017 года по 22 апреля 2019 года состояла на учете в ИФНС России по Свердловскому району города Перми в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (далее по тексту УСН) с объектом налогообложения "доходы".
Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2018 год, Лукиных А.В. представлена налоговая декларация по УСН за 2018 год, сумма налога, подлежащая уплате, составила 12 136, 50 рублей.
В связи с тем, что Лукиных А.В. налог в полном объеме в установленный срок не был уплачен, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени за 2018 год за период просрочки с 1 мая 2019 года - 4 мая 2021 года в сумме 1 376, 57 рублей.
Налоговым органом посредством заказной корреспонденции в адрес административного ответчика направлено требование N 20128 по состоянию на 5 мая 2021 года об уплате налога и пени в срок до 21 июня 2021 года.
Поскольку требование налогового органа административным ответчиком в установленный срок исполнено не было, административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 7 Свердловского судебного района г. Перми Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены 24 декабря 2021 года, в связи с поступившими возражениями должника, в районный суд с административным исковым заявлением 22 июня 2022 года.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при определении суммы налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период 2018 год уменьшение на сумму страховых взносов возможно только при условии уплаты взносов именно в 2018 году, Лукиных А. В. в уточненной декларации не указала сумму исчисленного за налоговый период налога, подлежащего уменьшению, а также сумму страховых взносов, на которую подлежит уменьшению исчисленный налог, Лукиных А.В. должна была самостоятельно исчислить налог подлежащей уплате, налоговый орган в силу действующего законодательства не обладает полномочиями для таких исчислений.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции. Принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что о наличии у нее права на уменьшение налога Лукиных А.В. заявила при рассмотрении дела в суде, факт уплаты страховых взносов в 2018 году подтвержден, не указание в декларации по УСН об уменьшении налога, не прекращает право административного ответчика на уменьшение налога при рассмотрении данного иска.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется специальный налоговый режим в виде упрощённой системы налогообложения.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Из положений статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу по итогам налогового периода налогоплательщики индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании пункта 2 части 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации уменьшение суммы налога на сумму страховых взносов возможно только, при условии оплаты данных страховых взносов в налоговом (отчетном) периоде, за который подлежит расчету налог.
18 ноября 2020 года налогоплательщиком представлена налоговая декларация по УСН за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 12 136, 00 рублей. Впоследствии в соответствии с требованиями части 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации административным ответчиком 24 февраля 2021 года в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате, составила 12 136, 50 рублей со сроком уплаты до 30 апреля 2019 года.
В материалы дела представлены платежные поручения по уплате страховых взносов за 2018 год от 2 июля 2018 года N 1276 на сумму 13 272, 50 рублей, от 2 июля 2018 года N 1268 на сумму 2 920, 00 рублей, чек ордер от 29 декабря 2018 года N 4952 на сумму 1500, 00 рублей, чек ордер от 29 декабря 2018 года N 4948 на сумму 6500, 00 рублей, всего на сумму 24 192, 50 рублей.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что сумма налога по УСН подлежит уменьшению на сумму данных расходов, произведенных административным ответчиком в 2018 году, в связи с чем недоимка по налогу по упрощенной системе налогообложения за 2018 год у Лукиных А.В, заявленная к взысканию в рамках настоящего административного иска, отсутствует.
Доводы жалобы о том, что правом предоставления уточненной налоговой декларации по УСН за спорный налоговый период Лукиных А.В. не воспользовалась, сам по себе факт уплаты страховых взносов за спорный период самостоятельного значения (вне установленных налоговым законодательством процедур подачи декларации и ее проверки) при разрешении вопроса о взыскании налога при рассмотрении настоящего административного искового заявления не имеет, основанием к отмене апелляционного определения не является.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, подача уточненной декларации по УСН в данном случае является правом налогоплательщика. Как правильно отметил суд апелляционной инстанции то, что Лукиных А.В. при подаче деклараций не уменьшила налог по УСН на доходы, не прекращает ее право на уменьшение налога при рассмотрении данного иска, так как подтвержден факт уплаты страховых взносов в 2018 году в том же налоговом периоде, за который заявлено требование о взыскании недоимки и пени.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела. Обстоятельства, указанные заявителем в качестве доводов кассационной жалобы, являлись предметом тщательной проверки и оценки суда апелляционной инстанции, фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу апелляционного определения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения апелляционного определения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.