Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.А.
судей Зариповой Ю.С, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 декабря 2022 года, принятое по делу N2а-2760/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Челябинской области к Васильевой Анне Николаевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Челябинской области - Скобочкину О.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N21 по Челябинской области (далее - МИФНС России N21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к Васильевой А.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2021 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 19 364, 13 рублей, пени - 257, 71 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС - 4 703, 22 рублей, пени - 66, 92 рублей.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Васильева А.Н. в период с 26 августа 2016 года по 05 августа 2021 год являлась членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в установленные законом сроки не уплатила в полном объеме страховые взносы. В связи с возникшей недоимкой начислены пени, направлено требование об уплате, которое оставлено без исполнения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим административным иском.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2022 года требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 декабря 2022 года, решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. С Васильевой А.Н. взысканы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начисленные за период с 21 августа 2021 года по 19 октября 2021 года в размере 246, 66 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2021 год в -4 567, 32 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начисленные за период с 21 августа 2021 года по 19 октября 2021 года - 64, 05 рублей; всего взыскано - 4 878, 03 рублей. Также с Васильевой А.Н. взыскана государственная пошлина в размере 400, 00 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 апреля 2023 года, МИФНС России N 21 по Челябинской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение им норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лиц, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны, помимо прочего, уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По общему правилу пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, указанной категорией плательщиков производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором прекращена деятельность.
На основании пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения деятельности, уплата страховых взносов арбитражным управляющим осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе такого плательщика.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) арбитражным управляющим страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов, сборов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки начисляется пеня.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Васильева А.Н. являлась арбитражным управляющим с 26 августа 2016 года, исключена из сводного государственного реестра арбитражных управляющих на основании решения Совета Ассоциации "Национальная организация арбитражных управляющих" 30 июля 2021 года.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год составила 19 364, 13 рублей, на обязательное медицинское страхование за 2021 год - 4 703, 22 рублей.
Поскольку в установленные законом сроки обязанность по уплате страховых взносов Васильева А.Н. надлежащим образом не выполнила, налоговым органом были начислены пени за период с 21 августа 2021 года по 19 октября 2021 года в сумме 257, 71 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в сумме 66, 92 рублей по страховым взносам на медицинское страхование, направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 3077 по состоянию на 20 октября 2021 года по сроку исполнения до 23 ноября 2021 года.
В связи с неисполнением указанного требования об уплате к указанному сроку налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, а после их отмены в связи с поступившими возражениями в городской суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требований, расчет недоимки по страховым взносам за 2021 год, пени по страховым взносам, сроки обращения в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов, пени, пришел к выводу об удовлетворении требований в заявленном налоговым органом размере.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, отменив решение суда первой инстанции. Принимая новое решение о частичном удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что членство Васильевой А.Н. в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращено 30 июля 2021 года, соответственно задолженность по страховым взносам за 2021 года должна быть исчислена по 30 июля 2021 года. При этом, суд апелляционной инстанции в подтверждение факта оплаты Васильевой А.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год принял платежный документ от 01 февраля 2022 года в размере 18928, 00 рублей, и не принял в подтверждение оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 года платежный документ в сумме 4915, 20 рублей.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Доводы жалобы налогового органа фактически сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, а также к несогласию с определением расчетного периода без учета фактической даты снятия физического лица в качестве арбитражного управляющего с учета в налоговом органе 05 августа 2021 года.
Согласно части 11 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, членство Васильевой А.Н. прекращено 30 июля 2021 года на основании решения Совета Ассоциации "Национальная организация арбитражных управляющих от 30 июля 2021 года. Указанные сведения находятся также в открытом доступе и содержатся в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве - www.fedresurs.ru
То обстоятельство, что в налоговый орган поступили сведения об исключении из сводного государственного реестра арбитражных управляющих - 05 августа 2021 года, иные сведения в налоговый орган не поступали, не опровергает правильность выводов суда апелляционной инстанции.
Установив, что деятельность Васильевой А.Н. в качестве арбитражного управляющего прекращена 30 июля 2021 года суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что расчет задолженности по страховым взносами должен быть произведен по 30 июля 2021 года.
Согласно пункту 7 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами" (далее Правила, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года. В случае указания в реквизите "106" (значение основания платежа) распоряжения о переводе денежных средств значения "0" налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил содержит указание о том, что в графе "107" должен быть указан период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 18928, 00 рублей уплачена Васильевой А.Н. - 01 февраля 2022 года.
Указание в графе назначение платежа "страховые взносы за 2021 год (выход из СРО 30.07.21 г.)", а также указание КБК для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, позволяло идентифицировать данные платежи. У налогового органа отсутствовали законные основания для самостоятельного отнесения уплаченных Васильевой А.Н. данных денежных средств к иным основаниям платежа, поскольку в данном чек-ордере налогоплательщик идентифицировал платеж посредством указания назначения платежа.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, рассчитав задолженность по страховым взносам на обязательное страхование за 2021 год в размере 4567, 32 рублей и пени за период с 21 августа 2021 года по 19 октября 2021 года в размере 64, 05 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 21 августа 2021 года по 19 октября 2021 года в размере 246, 66 рублей с учетом установленных обстоятельств.
Ссылки в жалобе на то, что Васильева А.Н. в добровольном порядке не уплачивала страховые взносы в период всей своей деятельности в качестве арбитражного управляющего (с 2016 года), с заявлением об уточнении платежа от 01 февраля 2021 года на сумму 18 928, 00 рублей к налоговому периоду 2021 года не обращалась, изменение назначения платежа от 01 февраля 2022 года на сумму 18 928, 00 рублей приведет к открытию задолженности по страховым взносам за период 2017 года, меры взыскания по которой налоговым органом не были приняты, основанием к отмене апелляционного определения не являются.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Обстоятельства, указанные заявителем в качестве доводов кассационной жалобы, являлись предметом тщательной проверки и оценки суда апелляционной инстанции, фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, оснований для отмены или изменения апелляционного определения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.