Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тульской И.А, судей Конкина М.В, Маркеловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-3564/2022 по иску Пепеляева Валерия Витальевича к публичному акционерному обществу "Аэрофлот - российские авиалинии" о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" на решение Ленинского районного суда города Перми от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Конкина М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пепеляев В.В. обратился с иском к публичному акционерному обществу "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - ПАО "Аэрофлот") о взыскании денежных средств в сумме 99 409 руб. 55 коп.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 28 января 2022 года Пепеляев В.В. осуществил единое бронирование перелёта для себя и членов своей семьи по следующему маршруту: 04 марта 2022 года по маршруту Пермь-Дубай с пересадкой в Санкт-Петербурге и 12 марта 2022 года по маршруту Дубай-Пермь с пересадкой в Москве. Авиабилетеы были приобретены в ПАО "Аэрофлот" для участия в морском круизе. 06 марта 2022 года от ПАО "Аэрофлот" поступило электронное письмо, в котором сообщалось, что рейс SU 521 из Дубая в Москву, запланированный на 12 марта 2022 года, отменён. Альтернативных вариантов перелёта предложено не было. В связи с бездействием ПАО "Аэрофлот", с помощью родственников были приобретены замещающие авиабилеты с вылетом из Шарджа до Москвы примерно на тоже время, что и был запланирован отменённый рейс, что позволяло попасть на стыковочный рейс из Москвы до Перми в рамках единого бронирования от 28 января 2022 года. Стоимость билета на замещающий перелёт до Москвы составила 4557, 75 дирхам, что по действующему курсу на дату оплаты замещающих билетов, то есть на 08 марта 2022 года, равно 161 402 руб. 55 коп. Рейс SU 521 от 12 марта 2022 года был отменён самим перевозчиком, изменение условий возвращения в Москву было обусловлено не личным желанием Пепеляева В.В, а исключительно отменой рейса, то есть отказ являлся вынужденным. Причины отмены рейса не имеют правового значения, поскольку даже обстоятельства, не зависящие от воли перевозчика, не могут свидетельствовать о добровольном изменении пассажиром условий договора перевозки. ПАО "Аэрофлот" вернуло стоимость перелёта по маршруту Дубай-Москва в сумме 61 993 руб.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 22 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2022 года, с ПАО "Аэрофлот" в пользу Пепеляева В.В. взысканы денежные средства в сумме 99 396 руб. 92 коп.
С указанными судебными постановлениями не согласилось ПАО "Аэрофлот" и обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы ПАО "Аэрофлот" указывает на то, что суды не учли положения пункта 76 Федеральный авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года N82 (далее - ФАП-82). Согласно данным правилам перевозчик имеет право отменить рейс, если его выполнение не соответствует требованиям авиационной безопасности. В рассматриваемом случае риск ареста воздушного судна в связи со сложившейся международной политической обстановкой не соответствует требованиям авиационной безопасности.
Пепеляев В.В. представил письменные возражения на кассационную жалобу, в которых указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Конкина М.В. о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Пепеляев В.В. приобрёл у ПАО "Аэрофлот" авиабилеты по маршруту Дубай-Пермь с пересадкой в Москве. Перелет должен был состояться 12 марта 2022 года.
05 марта 2022 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало официальное сообщение о том, что российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, рекомендуется с 00 часов 00 минут по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств; с 00 часов 00 минут по московскому времени 08 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России.
Данная рекомендация вызвана высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств в отношении Российской Федерации, что является общеизвестным фактом.
06 марта 2022 года на электронную почту Пепеляева В.В, находившегося на территории иностранного государства, от ПАО "Аэрофлот" поступило уведомление об отмене рейса SU 521, который должен был состояться 12 марта 2022 года по маршруту Дубай-Москва.
В связи с невозможностью вылета согласно приобретенным у ПАО "Аэрофлот" авиабилетам, а также отсутствием какой-либо информации об изменении ПАО "Аэрофлот" даты вылета по маршруту Дубай-Москва, Пепеляевым В.В. 08 марта 2022 года принято решение о приобретении трёх авиабилетов на рейс G9952, вылетавший из Шарджа в Москву. Общая стоимость авиабилетов составила 4557, 75 дирхам или 161 402 руб. 55 коп. по официальному курсу на дату покупки билетов.
ПАО "Аэрофлот" вернуло стоимость перелёта по маршруту Дубай-Москва в сумме 61 993 руб.
Полагая, что ПАО "Аэрофлот" обязано возместить Пепеляеву В.В. понесённые им убытки на приобретение авиабилетов по маршруту Шардж-Москва, Пепеляев В.В. обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 784, 786, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, положениями ФАП-82 и Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", пришёл к выводу о необоснованном и немотивированном отказе ответчика исполнить обязательства по организации авиаперевозки по маршруту Дубай-Москва, вследствие чего понесённые истцом убытки, обусловленные таким отказом, подлежат возмещению за счёт ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы ответчика, суд кассационной инстанции с изложенными выводами судов согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 N23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под точным соблюдением норм процессуального права понимается обязанность суда и сторон строго следовать императивным положениям гражданского процессуального законодательства.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные постановления указанным требованиям не отвечают.
В силу требований статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1).
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).
Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.
Общие основания гражданско-правовой ответственности установлены статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В пункте 31 того же Постановления указано, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (пункты 2, 3 статьи 13 Закона).
Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.
Таким образом, по смыслу приведённых норм материального права и актов их толкования для наступления гражданско-правовой ответственности исполнителя по договору перевозки необходимо установление не только факта нарушения прав потребителя, но и вины исполнителя в этом нарушении.
Согласно пункту 76 ФАП-82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2022 года N642 утверждены Правила разработки и применения систем управления безопасностью полётов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами международной организации гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил под безопасностью полетов понимается состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
Таким образом, понятие авиационной безопасности включает в себя не только безопасность пассажиров при непосредственном осуществлении перелёта, но и осуществление контроля за иными рисками, которые ставят под угрозу саму возможность эксплуатации воздушного судна.
Наличие таких рисков, непосредственно не связанных с выполнением перелёта, но являющихся реальными, имеющими высокую вероятность наступления, влекущих невозможность либо существенное затруднение нормальной эксплуатации воздушного судна, может являться основанием для отмены рейса в соответствии с указанным ранее пунктом 76 ФАП-82.
Из материалов дела усматривается, что отмена ответчиком рейса по маршруту Дубай-Москва явилось следствием размещения Федеральным агентством воздушного транспорта сообщения о высокой степени риска задержания или ареста за рубежом воздушных судов российских авиакомпаний, зарегистрированных в реестрах иностранных государств в рамках договора о лизинге с иностранной организацией.
Принимая во внимание изложенные выше требования норм материального права и актов их толкования, следует признать, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки обоснованности отмены ответчиком рейса SU 521 по маршруту Дубай-Москва, не установил, обусловлена ли отмена рейса необходимостью обеспечения авиационной безопасности, необходимостью уклонения от ареста и задержания воздушного судна, в связи с объективно сложившейся обстановкой, связанной с угрозой судам российских авиакомпаний, зарегистрированных в иностранных государствах и принадлежащих иностранным лизингодателям.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований сделан без надлежащей правовой оценки всех юридически значимых обстоятельств по делу, то есть не отвечает требованиям пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Судом апелляционной инстанции нарушения суда первой инстанции устранены не были.
Между тем, допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права, являясь существенными, повлияли на исход дела и без их устранения правильное разрешение спора невозможно, в связи с чем кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует устранить допущенные нарушения, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и положениями закона, регламентирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.