Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7269/2022 по иску Егоровой Натальи Эрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии постарости
по кассационной жалобе Егоровой Натальи Эрьевны на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения истца Егоровой Н.Э, ее представителя Егорова А.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Егорова Н.Э. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), в котором, уточнив заявленные требования, просила обязать ответчика в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет назначенной ей страховой пенсии с учетом величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 204, 755 с 23 ноября 2021 г. (л.д. 76).
В обоснование заявленных требований Егорова Н.Э. ссылалась на то, что с 23 января 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии составил 16 049 руб. 43 коп с учетом суммы валоризации 518 руб. 62 коп. Полагала, что ответчик неправильно произвел расчет размера страховой пенсии по старости по причине неправильной оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. для определения расчетного размера трудовой пенсии (РП), предусмотренного в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что в дальнейшем повлияло на расчет индивидуального пенсионного коэффициента. Обращение истца в орган пенсионного обеспечения с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости необоснованно оставлено без удовлетворения решением от 9 марта 2022 г. N 214854/22.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 октября 2022 г. удовлетворении исковых требований Егоровой Н.Э. отказано.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 января 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области его правопреемником -Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 г. решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 октября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Егорова Н.Э. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
От ОСФР по Свердловской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором представитель ответчика просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Егорова Н.Э. является получателем страховой пенсии по старости с 23 ноября 2021 г. на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При назначении пенсии страховой стаж учтен по 31 декабря 2020 г. и составил 37 лет 10 месяцев 18 дней. Отношение заработной платы за период 2000-2001 гг. составило 1, 646 (максимальное принимаемое при расчете размера пенсии отношение 1, 2 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
3 марта 2022 г. истцом в орган пенсионного обеспечения подано заявление о перерасчете пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно решению органа пенсионного обеспечения в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на применение при оценке прав пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ответчиком произведена оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. из стажевого коэффициента 14 лет 1 месяц 11 дней.
Размер пенсии на 3 марта 2022 г. составляет 23 993 руб. 67 коп. Сумма к выплате с учетом факта работы составляет 22 093 руб. 91 коп. Величина ИПК составляет 162, 345 (размер ИПК, имевший место до 1 января 2015 г. рассчитан из пенсионного капитала и суммы страховых взносов до 1 января 2015 г. и составил 119, 885 ИПК, после 1 января 2015 г. ИПК рассчитан из страховых взносов после 1 января 2015 г. и составил 42, 46).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 18, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что расчетный размер трудовой пенсии Егоровой Н.Э при определении величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. определен в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает включение в общий трудовой стаж (суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г.) периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре), в связи с чем пришел к выводу, что при определении стажевого коэффициента в общий трудовой стаж истца ответчиком правомерно не включен период обучения в высшем учебном заведении с 22 августа 1984 г. по 29 июня 1989 г, в результате чего общий трудовой стаж истца до 1 января 2002 г. составил 14 лет 1 месяц 11 дней (169 полных месяцев), а не 227 месяцев, как указывал истец в своем расчете.
Учет периода обучения в высшем учебном заведении при определении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г. законодательно предусмотрен при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одновременное применение и пункта 3 названной статьи, и пункта 4 при определении расчетного размера пенсионного обеспечения по старости, законодательством не предусмотрено.
Отказав в удовлетворении требований о перерасчете страховой пенсии, суд первой инстанции отказал во взыскании судебных расходов.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что из возможных вариантов оценки пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 г. в целях определения ИПК (один из необходимых показателей формулы расчета размера страховой пенсии по старости) наиболее выгодным для истца является вариант, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Произведенный органом пенсионного обеспечения в отношении истца расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и прав истца не нарушающим, поскольку расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен по наиболее выгодному варианту, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что суды первой и апелляционной инстанций при отказе в удовлетворении исковых требований не указали мотивы, по которым не применили положения постановления Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г..N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором предписано, что расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Расчетный размер трудовой пенсии (РП) по желанию застрахованного лица может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г..и его среднемесячного заработка за 2000-2001г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. При этом порядок подсчета общего трудового стажа применяется по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) в том случае, если гражданин (независимо от его возраста) до отмены соответствующего нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости. Указанный порядок оценки признан легитимным в связи с имеющейся ссылкой на него в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г..N 2-П.
Указывает, что выработала 20-летний общий трудовой стаж в 2007 г, то есть уложилась в срок до отмены постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г..N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", отмененного 3 февраля 2020 г..постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г..N 80. Полагает, что расчетный размер трудовой пенсии (РП) может быть рассчитан из размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г..в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 г..Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". По мнению заявителя, при неполном общем трудовом стаже на 1 января 2002 г..максимальный размер пенсии не может превышать 1702, 50 руб. согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Общий трудовой стаж на 1 января 2002 г..составляет 227 месяцев, из которых период в 14 лет 1 мес. 12 дней определен пенсионным органом согласно данным из персонифицированного учета до 2002 г, плюс период в 4 года 9 мес. 15 дней - период учебы в высшем учебном заведении на очном отделении СИНХа с 22 августа 1984 г..по 29 июня 1989 г, который впоследствии включен ответчиком в общий трудовой стаж на основании статей 91, 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и подпункта "и" пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г..N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" согласно пункта 2 прилагаемой Справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 15 января 2022 г..N 100-22-000-0990-0303. Согласно данным персонифицированного учета среднемесячная зарплата Егоровой Н.Э. за 2000-2001 гг. составляет 2459, 93 руб.
Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии на 1 января 2002 г..(РП) при полном общем трудовом стаже составляет 1352, 96 руб. (55% от средней заработной платы 2459, 93 руб.) (статья 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), рассчитанный в пределах максимального размера пенсии истца до 2001 г..с учетом неполного стажа 1702 руб. 50 коп. Согласно части 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо на 1 января 2002 г..имеет неполный общий трудовой стаж (227 месяцев), то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа на 1 января 2002 г..Полагает, что расчетный размер трудовой пенсии на 1 января 2002 г..при неполном общем трудовом стаже составляет 1279, 67 руб. Ссылка суда апелляционной инстанции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г..N 2-П о том, что в нем не содержится положений, из которых бы следовала возможность применения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в ином, нежели это сделано судом в решении порядке, не объясняет причины отклонения судом довода истца о применении постановления Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г..N 70 для определения расчетного размера трудовой пенсии (РП). Ответчик в выплатном деле произвел расчеты по пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выбрав для истца наиболее выгодный вариант по пункту 3.
При этом в разделе "Результаты расчета пенсионного капитала" выплатного дела N 227625 в графе "Конвертация по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г.." расчетный размер трудовой пенсии в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г.." ответчик не осуществил, тем самым не дал возможность истцу, как наиболее слабой стороне в гражданском процессе, определиться с выбором наиболее выгодного варианта расчета размера пенсии.
Судебная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы, как необоснованные на основании следующего.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 г.) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий, в том числе порядок подсчета общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. (пункты 3 и 4 статьи 30), которые подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает несколько способов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц. В частности, пункт 3 данной статьи предусматривает исчисление расчетного размера пенсии исходя из определенной в календарном порядке продолжительности общего трудового стажа с зачетом в него наряду с работой также некоторых иных периодов, к числу которых не отнесен период учебы в высших учебных заведениях (аналогичный порядок подсчета общего трудового стажа в указанных целях предусматривался пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.
Пунктом 27 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющая порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц, изложена в новой редакции, согласно которой в пункте 4 этой статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 г, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях.
Указанный федеральный закон принят с целью повышения материального положения пенсионеров путем законодательного установления с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П двух формул оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в одной из которых является применение размера пенсии, исчисляемого в порядке, действовавшем до 1 января 2002 г, что следует из пояснительной записки к законопроекту.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П изложена правовая позиция о том, что норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречит Конституции Российской Федерации, так как данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в действующей редакции реализовано сохранение ранее действовавшего порядка оценки пенсионных прав, предусмотренного Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы, иного варианта расчета пенсии по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г. законодательством не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В период учебы истца в высшем учебном заведении с 22 августа 1984 г. по 29 июня 1989 г. действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях".
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", также действовавшим в спорный период, было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также: и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период с 1 января 1992 г. по 1 января 2002 г, (далее - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1) пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1).
Согласно статье 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002г.; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г..N 213-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2010 г, с последующими изменениями по настоящее время), предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и
Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
По пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г..N 213-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2010 г, с последующими изменениями по настоящее время), для определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего
профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; а также другие периоды деятельности. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть 1 статьи 17 Закона), Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Вопреки доводам жалобы, вышеприведенные правовые нормы и правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации судами при рассмотрении настоящего гражданского дела истолкованы и применены правильно.
Оснований полагать, что при расчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нарушены права истца на выбор наиболее выгодного варианта расчета пенсии не имеется.
Согласно расчетам, имеющимся в материалах дела, а также дополнительным пояснениям, изложенным в отзыве ответчика на кассационную жалобу истца, величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с учетом периода обучения истца в высшем учебном заведении, составляет 66018, 59 руб, ИПК - 146, 675, размер пенсии - на 23 ноября 2021 г. - 20 544, 77 руб.
Величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ составляет 105044, 09 руб, ИПК - 162, 345, размер пенсии - на 23 ноября 2021 г. - 22 093, 91 руб.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что вариант оценки пенсионных прав, произведенный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает возможности учета при расчете пенсии периода обучения, однако данный вариант является для истца более выгодным, является правильным.
В порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер пенсии определяется исходя из общего трудового стажа, исчисленного в календарном порядке, в который период обучения включается (в отличие от пункта 3 той же статьи закона). Перерасчет пенсии с учетом периода обучения по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приведет к уменьшению размера пенсии и нарушит пенсионные права истца. Одновременное применение положений пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа законодательством не предусмотрено.
Ссылки в кассационной жалобе на разъяснения, данные в постановлении Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 о незаконности обжалуемых судебных постановлений не свидетельствуют.
В разъяснениях, данных в связи с поступающими запросами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о порядке установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 1331 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и от 6 марта 2003 г. N 107-О по запросу Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Из материалов дела следует, что расчет размера пенсии истца по ранее действовавшему законодательству (по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) не противоречит данным разъяснениям. Период обучения в высшем учебном заведении в расчете учтен.
Разъяснения даны до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г. и внесения изменений в статью 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, в которых учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, аналогичные разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Егоровой Натальи Эрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.