Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Гречкань Н.И.
судей
Бурматовой Г.Г, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарлина Ивана Анатольевича к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки, по кассационной жалобе Тарлина Ивана Анатольевича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тарлин И.А. обратился с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки.
В обоснование исковых требований указал, что признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре", составом семьи - 1 человек. На период постановки на учет в очередь истец был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты". Данное жилое помещение признано непригодным, нуждаемость сохраняется по сей день. В 2015 году истец заключил брак с Качаковой А.Ю. В 2017 году у супругов родился сын "данные изъяты", в 2019 году родилась дочь "данные изъяты" В декабре 2021 года истцом было направлено заявление в Департамент строительства ХМАО-Югры об изменении семейного положения. Однако ответчик произвольно исключил истца из очереди на получение жилищной субсидии 24 марта 2022. Исключение из списка на получение субсидии истец считает незаконным. Ответчик неправильно и ошибочно трактует утрату нуждаемости. Супруга истца Тарлина А.Ю. не является представителем коренных малочисленных народов Севера, не являлась участником данной подпрограммы для коренных малочисленных народов Севера. То, что она имела какую-то долю в наследстве своей семьи и продала ее, это ее личное дело.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 марта 2023 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Тарлин И.А. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, полагая, что судами необоснованно учтено наличие доли праве на жилое помещение у его супруги, не являвшейся участком программы.
Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в письменных возражениях просит вынесенные судебные акты оставить без изменения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" Тарлин Иван Анатольевич признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" по заявлению от 17 октября 2012 года.
На дату признания участником подпрограммы Тарлин И.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
Указанное жилое помещение, общей площадью 28 кв.м. было предоставлено по договору социального найма от 02 апреля 2010 года N 204 матери истца - Тарлиной Г.И. Указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания распоряжением главы Октябрьского района от 01 июля 2003 N 505.
В заявлении на признание участником программы имеются данные об ознакомлении с условиями участия в подпрограмме, а также обязательство об их выполнении.
29 мая 2015 Тарлин И.А вступил в брак с Тарлиной (Качаковой) А.Ю.
От брака имеются дети "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" года рождения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 27 января 2022 N "данные изъяты", от 14 марта 2022 N "данные изъяты" супруге истца "данные изъяты" с 18 июля 2018 (дата государственной регистрации права) до 24 декабря 2019 (дата государственной регистрации прекращения права) на основании договора купли-продажи квартиры (серия "данные изъяты", выдан 06 июля 2018) на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 53, 7 кв.м. по адресу : "данные изъяты".
Данное жилое помещение было приобретено Тарлиной А.Ю. на основании договора купли-продажи от 18 июля 2018, то есть в период нахождения в браке с Тарлиным И.А.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства не содержит сведения о признании многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу.
По сведениям Администрации сельского поселения Перегребное от 04 марта 2022 многоквартирный жилой дом N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу не признавался, жилое помещение N "данные изъяты" в многоквартирном доме N "данные изъяты" непригодным для проживания не признано.
Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляла более 12 кв.м, а именно: в период с 18 июля 2018 до 10 июня 2019 обеспеченность составила 17, 9 кв.м. (53, 7 кв.м. /3 человека); в период с 11 июня 2019 до 24 декабря 2019 составила 13, 43 кв.м. (53, 7 кв.м. / 4 человека).
В заявлении о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году от 24 декабря 2021 года истец проинформировал об изменении состава семьи - вступлении в брак, рождении детей, но при этом не указал сведения об отчуждении супругой "данные изъяты" жилого помещения по адресу: "данные изъяты"
22 марта 2022 Департаментом строительства ХМАО-Югры вынесен приказ о снятии Тарлина И.А. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
Основание для исключения: подпункты 7.2, 7.7 пункта 7 Порядка предоставления субсидии, утрата нуждаемости в улучшении жилищных условий в период с 18 июля 2018 до 24 декабря 2019.
Уведомлением от 24 марта 2022 N 34-Исх-4453 Тарлин И.А. был извещен об утрате права на получение субсидии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-ОЗ "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что истец утратил основания для получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-оз утверждена Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы", в составе которой была имеется подпрограмма 3, целью которой является создание системы государственной поддержки граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в решении жилищной проблемы.
Участниками указанной подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.
Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительства жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - ЮГРЕ, подавшим до 31 декабря 2014 г. заявление на получение мер государственной поддержки утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п.
В соответствии с пунктом 5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 кв.м.
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 Порядка основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка участников мероприятия является утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком).
В силу подпункта 7.7 пункта 7 Порядка основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка участников мероприятия является утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов не соответствующих действительности сведений).
Исходя из буквального толкования приведенных положений норм права факт нуждаемости истца и членов его семьи в предоставлении жилого помещения должен подтверждаться в течение всего периода времени участия в программе с момента обращения с заявлением.
Исследование и оценка представленных доказательств, в соответствии с требованиями статьи 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили суду установить, что в период участия в программе Тарлин И.А. утратил нуждаемость, так как, будучи членом семьи собственника, был обеспечен общей площадью на каждого члена семьи более 12 кв.м, а именно: в период с 18 июля 2018 г. до 10 июня 2019 г. обеспеченность составила 17, 9 кв.м. (53, 7 кв.м. /3 человека); в период с 11 июня 2019 г. до 24 декабря 2019 г. обеспеченность составила 13.43 кв.м. (53, 7 кв.м. / 4 человека).
Однако истец не сообщил о наличии указанных изменений, несмотря на данное им обязательство в соответствии с пунктом 6 Порядка, согалсно которому В случае если в составе сведений об участнике мероприятия и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.
Последующее отчуждение супругой истца жилого помещения, не могло послужить основанием для сохранения участия истца в подпрограмме, поскольку как указано выше, истец на протяжения всего периода участия в программе должен соответствовать ее требованиям.
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 марта 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Тарлина Ивана Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.