Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карпова О.Н., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю на решение мирового судьи судебного участка N 3 Свердловского судебного района г. Перми от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение Свердловского районного суда г. Перми от 9 февраля 2023 г., вынесенные по гражданскому делу N 2-2539/2022 по иску Корсак Людмилы Федоровны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о взыскании расходов, связанных с погребением
УСТАНОВИЛ:
Корсак Л.Ф. обратилась к мировому судье с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ГУ МВД России по Пермскому краю) о возмещении затрат, связанных с изготовлением и установкой колумбарной плиты, гравировкой и непосредственным захоронением умершего мужа истца в размере 32 885 руб, компенсации морального вреда - 10 000 руб.
В обоснование иска истец ссылалась на то, что 11 июля 2022 г. обратилась в ЦФО ГУМВД России по Пермскому краю с заявлением о возмещении расходов, связанных с погребением "данные изъяты" в сумме 32 885 руб. с приложением подтверждающих документов. Письмом от 3 августа 2022 г. N 35/7850 оригиналы документов возвращены с разъяснением, что документы для выплаты оформлены ненадлежащим образом. Полагает отказ необоснованным, поскольку представлены документы, подтверждающие понесенные расходы.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Свердловского судебного района г. Перми от 7 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского районного суда г. Перми от 9 февраля 2023 г, взысканы с ГУ МВД России по Пермскому краю в пользу Корсак Л.Ф. расходы по изготовлению и установке надгробных памятников в размере 20 900 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Пермскому краю просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено, что "данные изъяты", "данные изъяты", являлся пенсионером МВД России, умер "данные изъяты".
Согласно свидетельству о браке "данные изъяты" от 23 февраля 1968 г, истец Корсак Л.Ф. приходится умершему "данные изъяты" супругой.
11 июля 2022 г. Корсак Л.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле "данные изъяты" с приложением документов (копия заявления, фотография колумбарной плиты, кассовый и товарный чек "служба ритуальных услуг" г. Новосибирска по оформлению колумбарной ячейки, товарный и кассовый чек "Ритуальные услуги" г. Новосибирска о захоронении в колумбарную стену, справка о кремации, справка на увоз урны с прахом).
Письмом от 3 августа 2022 г. N 35/7850 ответчик вернул документы заявителю для их оформления в соответствии с действующим законодательством, указав, что в документах должны быть четко расписаны стоимость на работы и услуги: стелу, постамент, цветник, гравировку, установку. Также в письме обращено внимание истца на то, что пунктом 42 Инструкции от 18 июля 2003 г. N 562 предусмотрено возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника при предоставлении, в том числе документов: счетов (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ); договоров (заказов), заключенного с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); актов приема-передачи выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника с печатью и подписями двух сторон, датой установки; справки о месте захоронения погибшего (умершего).
Из представленных истцом документов следует, что Корсак Л.Ф. понесены расходы на оформление колумбарной ячейки умершего "данные изъяты" (плита, гравировка, монтаж) на сумму 20 500 руб, кольцо для цветов - 400 руб, что подтверждается товарным чеком ООО "Служба ритуальных услуг" "данные изъяты" и кассовым чеком от 18 июня 2022 г. на общую сумму 20 900 руб, расходы на захоронение урны умершего "данные изъяты" в колумбарную стену на сумму 11 985 руб, подтверждающиеся товарным чеком МКУ г. Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" и кассовым чеком от 18 июня 2022 г.
Согласно справке N "данные изъяты" ООО "Грани", выданной истцу, тело умершего Корсак Л.Ф. предано кремации "данные изъяты"
Актом о приемке выполненных работ исполнителем ООО "Служба ритуальных услуг" выполнены следующие виды услуг (работ): плита Гранит Карелия 35 х 40 х 2 в количестве 1 шт. на сумму 5 000 руб, гравировка знаков в количестве 37 шт. на сумму 3 700 руб, гравировка портрета в количестве 1 шт. на сумму 7 800 руб, кольцо полимер в количестве 1 шт. на сумму 400 руб, установка плиты на сумму 2 000 руб, сверловка в количестве 4 шт. на сумму 2 000 руб, итого на общую сумму 20 900 руб.
Согласно выписке из прейскуранта цен ООО "Служба ритуальных услуг" организация осуществляет реализацию работ (услуг): плита Гранит Карелия 35 х 40 х 2 - 5 000 руб, гравировка знаков за 1 шт. - 100 руб, гравировка портрета за 1 шт. - 7 800 руб, кольцо полимер 1 шт. - 400 руб, установка плиты - 2 000 руб, сверловка д. 6 за 1 шт. - 500 руб.
МКУ г. Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" 6 июля 2022 г. выдано удостоверение о регистрации захоронения "данные изъяты"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 Корсак Л.Ф. произведена выплата пособия в размере 113 370, 03 руб.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 10, 11 Федерального закона от 12 января 1996 г..N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г..N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", приказом МВД России от 31 декабря 2002 г..N 1272 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников", приказом МВД
РФ от 18 июля 2003 г..N 562 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения и похоронном деле во внутренних войсках МВД России", исходил из доказанности несения Корсак Л.Ф. расходов на изготовление надгробного памятника и его установку, то есть оформление колумбарной ячейки умершего "данные изъяты" в виде плиты, ее гравировки и монтажа, расходов на кольцо для цветов на общую сумму 20 900 руб.
Действующей на момент возникновения спорных правоотношений редакцией приказа МВД РФ от 18 июля 2003 г. N 562 не предусматривалось для возмещения расходов на изготовление надгробных памятников и их установку за счет МВД России обязательное предоставление договора (заказа), заключенного с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); акта приема-передачи выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника с печатью и подписями двух сторон, датой установки. Требование ответчика о предоставлении указанных документов расценено судом как отказ в выплате расходов на изготовление надгробного памятника и его установку.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, мировой судья, руководствуясь положениями статей 12, 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из недоказанности факта причинения ответчиком истцу физических и нравственных страданий, вины причинителя.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 руб, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат: 1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет; 2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности; 3) ветераны военной службы; 4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации - участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 14 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 предусмотрено, что оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
В соответствии с пунктом 34 приказа МВД России от 31 декабря 2002 г. N 1272 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников" оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно пункту 38 приказа МВД РФ от 18 июля 2003 г. N 562 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения и похоронном деле во внутренних войсках МВД России" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
Пунктом 41 указанного приказа МВД РФ возмещение расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размерах не более установленных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 33005 руб.; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 41196 руб. (пункт 2).
В соответствии с пунктом 42 приказа МВД РФ от 18 июля 2003 г. N 562 для оплаты ритуальных услуг и возмещения расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку за счет МВД России представляются следующие документы: заявление; платежные документы, подтверждающие факт оплаты оказанных услуг; свидетельство о смерти погибшего (умершего) или его заверенная копия; справку о месте захоронения погибшего (умершего); справку о смерти; копию удостоверения участника войны, копию военного билета, копию удостоверения инвалида, копию свидетельства о праве на льготы, копию удостоверения ветерана военной службы, ветерана боевых действий и другие необходимые документы.
Проверка материалов дела показывает, что судами при рассмотрении иска Корсак Л.Ф. нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
В кассационной жалобе представитель ответчика приводит доводы о том, что ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю письмом от 3 августа 2022 г. N 35/7850 обоснованно были возвращены документы Корсак Л.Ф. с целью их оформления в соответствии с действующим законодательством, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение несения истцом расходов на изготовление и установку колумбарной плиты, решение мирового судьи судебного участка N 3 Свердловского судебного района г. Перми окончательно не разрешает дело в части заявленных Корсак Л.Ф. к ГУ МВД России по Пермскому краю требований.
Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, как необоснованные. Данные доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы ответчика, оснований для непринятия документов истца в качестве подтверждения действительной оплаты понесенных расходов не имелось, поскольку действующая на момент возникновения спорных правоотношений редакция приказа МВД РФ от 18 июля 2003 г. N 562 не предполагала обязательное предоставление договора, акта приема-передачи выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника с печатью и подписями двух сторон, датой установки. Нарушения в оформлении бланков строгой отчетности не свидетельствуют об отсутствии факта несения расходов истцом. Согласно копии чека ООО "Служба ритуальных услуг" Корсак Л.Ф. была произведена оплата за оформление колумбарной ячейки, плиту, гравировку, монтаж, кольцо для цветов на имя умершего "данные изъяты" на сумму 20 900 руб, представлены также кассовый чек, фотография колумбарной плиты.
Из содержания решения очевидно следует, что требования Корсак Л.Ф. о возмещении суммы 32 885 руб. были удовлетворены мировым судьей частично - только о взыскании расходов на оформление колумбарной ячейки, плиту, гравировку, монтаж, кольцо для цветов в размере 20 900 руб, соответственно в остальной части (11 995 руб.) мировым судьей в удовлетворении требований истцу отказано. Как следует из представленной истцом копии чека, расходы на захоронение урны в колумбарную стену в размере 11 985 руб. были понесены не истцом, а "данные изъяты"
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 3 Свердловского судебного района г. Перми от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение Свердловского районного суда г. Перми от 9 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Судья О.Н. Карпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.