Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Филипповой В.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-66/2022 по кассационной жалобе административного ответчика - Федерального казенного учреждения "Управление "данные изъяты"" (далее - Управление) на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2022 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 9 марта 2023 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N1 "данные изъяты" Зинкова Евгения Викторовича об оспаривании действий начальника Управления, связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части N1 о выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Лапердиной М.В, поддержавшей эти доводы, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, административное исковое заявление Зинкова Е.В. удовлетворено частично.
Судом признан незаконным отказ начальника федерального казенного учреждения "Управление "данные изъяты" (далее - Управление; начальник Управления) в согласовании проекта приказа о выплате Зинкову Е.В. денежной компенсации за период с 1 мая 2022 г. по 23 июня 2022 г. На начальника Управления судом возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании названного проекта приказа.
В удовлетворении требований Зинкова Е.В. о возложении на начальника Управления обязанности издать приказ о выплате ему денежной компенсации за заявленный им период отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 апреля 2023 г, административный ответчик просит отменить принятые судебные акты и принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении административного искового заявления Зинкова Е.В. отказать полностью.
В обоснование несогласия с выводами судов, заявитель, ссылаясь на нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, указывает на отсутствие оснований для выплаты административному истцу денежной компенсации, поскольку его обращение за указанной выплатой имело место после увольнения с военной службы и утраты им статуса военнослужащего. По утверждению заявителя, издание командиром воинской части приказа о выплате Зинкову Е.В. денежной компенсации как бывшему военнослужащему, противоречит действующему законодательству.
Также административный ответчик указывает на то, что принимая решение, суд первой инстанции в нарушение требований статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) вышел за пределы заявленных требований, потому как требование об оспаривании действий начальника Управления, связанных с отказом в согласовании проекта приказа о выплате денежной компенсации Зинковым И.В. не заявлялось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации в постановлении от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - постановление Правительства РФ N 909) определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту.
В соответствии с подп. 2 и 3 постановления Правительства РФ N 909 денежная компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, и ее выплата осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации вышеназванного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).
Из пунктов 1-4 и пункта 7 Инструкции следует, что денежная компенсация выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации (пункт 1).
Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) на основании приказа командира воинской части. В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения (пункт 2)..
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего, к которому прилагаются соответствующие документы, предусмотренные Инструкцией. Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения (пункт 4).
Выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (организации) на основании приказа командира воинской части (пункт 7).
Пунктом 8 Инструкции предусмотрен перечень обстоятельстве, при возникновении которых, военнослужащему прекращается выплата денежной компенсации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Зинков И.В. с 9 марта 2017 г. включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы (войсковая часть N1), составом семьи... человека (л.д.6, 12).
На основании договора от 9 октября 2021 г. Зинковым И.В. осуществлялся найм жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", в срок по 8 сентября 2022 г. (л.д.13-15).
Приказом командира войсковой части N2 от 4 мая 2022 г. N 29 административный истец уволен с военной службы, а приказом командира войсковой части N1 от 21 июня 2022 г. N 110 исключен из списков личного состава с 23 июня 2022 г. (л.д. 4-5).
На основании заявления Зинкова И.В. от 5 августа 2022 г. командиром войсковой части N1 подготовлен и направлен на согласование начальнику Управления проект приказа о выплате административному истцу денежной компенсации за период с 1 мая 2022 г. по 23 июня 2022 г, то есть по день исключения его из списков личного состава воинской части.
Между тем, в согласовании указанного проекта приказа сотрудником Управления было отказано, по мотивам того, что Зинков И.В. утратил статус военнослужащего и в отношении него не может быть издан соответствующий приказ о выплате денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что решением Иркутского гарнизонного военного суда от 12 мая 2022 г, вступившим в законную силу 15 июня 2022 г. признаны незаконными действия командира войсковой части N1, связанные с невыплатой Зинкову Е.В. денежной компенсации за период 1 мая 2019 года по 30 апреля 2022 года. Суд обязал названное должностное лицо издать приказ о выплате Зинкову Е.В. денежной компенсации за указанный период.
В процессе рассмотрения настоящего административного дела в судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика пояснила, что до 1 мая 2022 г. денежная компенсация выплачивалась Зинкову И.В. на основании решения суда (л.д.58).
Таким образом, установленные судами обстоятельства, указывают на то, что в период военной службы Зинков И.В. имел право на получение денежной компенсации, начиная с 1 мая 2019 г. и в период срока найма жилого помещения, указанного в договоре, при том, что это право, ни командованием воинской части, ни Управлением, в последующем не оспаривалось.
Как верно указал суд первой инстанции, единственным основанием для прекращения при таких обстоятельствах выплаты административному истцу денежной компенсации, являлось исключение его из списков личного состава воинской части, либо возникновение иных обстоятельств, препятствующих выплате указанной денежной компенсации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 января 2016 года N 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанции, правильно руководствуясь нормами материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в согласовании проекта приказа о выплате Зинкову И.В. денежной компенсации за период с 1 мая по 23 июня 2022 г, поскольку право на ее получение у него имелось в период прохождения военной службы.
Вопреки выводу заявителя, то обстоятельство, что административный истец обратился за получением денежной компенсации после увольнения с военной службы, как верно указали суды, не является препятствием для ее выплаты, поскольку в данном случае утрата им статуса военнослужащего, не свидетельствует об утрате им ранее приобретённого права на получение денежной компенсации и не снимает с государства, в лице соответствующих органов военного управления обязанности по его реализации.
Что касается довода о том, что разрешая спор, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, то данный довод был в полном объеме проверен судом апелляционной инстанции и мотивированно отвергнут. Кассационный военный суд находит мотивы, приведенные при этом обоснованными, а выводы правильными.
В целом доводы автора кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судами предыдущих инстанции норм материального права, а в целом направлены на переоценку доказательств, при отсутствии к тому правовых оснований.
Поскольку в остальной части судебные акты не обжалуются и каких-либо иных доводов кассационная жалоба не содержит, то суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 329 КАС РФ в этой части их законность и обоснованность не проверяет.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспоренных по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 328, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2022 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 9 марта 2023 г, оставить без изменения, а кассационную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 6 июня 2023г. Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.