Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Прыткова Р.В. и Гусейнова Т.Г. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - военного комиссара города "данные изъяты" - Бабакова Максима Павловича на апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 22 июля 2022 г., принятое по административному делу N 2а-80/2022 по административному исковому заявлению Афанасьевой Елены Геннадьевны об оспаривании действий военного комиссара города "данные изъяты", связанных с отказом в выдаче воинских перевозочных документов на перевозку личного имущества.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, а также выступление представителя административного ответчика Бабакова М.П. в поддержку доводов указанной жалобы, кассационный военный суд
установил:
Афанасьева Е.Г. обратилась в Хабаровский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия военного комиссара г. "данные изъяты", связанные с отказом в выдаче воинских перевозочных документов (далее - ВПД) на перевозку личного имущества к избранному месту жительства и обязать указанное должностное лицо обеспечить выдачу этих документов.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд пришёл к выводу о том, что право на безвозмездную перевозку личного имущества к избранному месту жительства члена семьи умершего гражданина, уволенного с военной службы, действующим законодательством не предусмотрено.
Апелляционным определением 1-го Восточного окружного военного суда решение суда первой инстанции отменено в связи с неправильным применением норм материального права и по делу принято новое решение, которым удовлетворен административный иск Афанасьевой Е.Г.
В поданной 26 апреля 2023 г. кассационной жалобе (процессуальный срок кассационного обжалования восстановлен определением судьи от 22 мая 2023 г.) представитель административного ответчика просит отменить вышеназванное апелляционное определение в связи с неправильным применением окружным военным судом норм материального права и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Афанасьевой Е.Г.
В обоснование Бабаков М.П, приводя собственный анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, делает вывод о том, что члены семьи умерших граждан, уволенных с военной службы, к которым относится Афанасьева Е.Г, права на бесплатный провоз личного имущества к избранному месту жительства не имеют.
Кроме того, обращает внимание на то, что указанным правом обладают только члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, в связи с чем смерть гражданина ФИО после увольнения с военной службы не является юридическим фактом, который давал бы членам его семьи право на бесплатный перевоз личного имущества к избранному месту жительства.
Также представитель административного ответчика обращает внимание на то, что согласно справке формы-1 N... от 12 октября 2020 г, выданной воинской частью "звание" ФИО, указанная выше социальная гарантия не предоставлялась.
Ссылаясь на пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", Бабаков М.П. утверждает, что право на возмещение расходов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, возникает в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Судами первой и второй инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что административный истец и ФИО. являлись супругами с 1 сентября 2001 г.
Приказом командующего войсками "данные изъяты" от 22 мая 2020 г. N 365 ФИО при наличии общей продолжительности военной службы более 25 лет уволен с военной службы в запас на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1993 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а приказом командира войсковой части N от 23 сентября 2020 г. N 540 исключен из списков личного состава воинской части с 11 сентября 2020 г. с постановкой на воинский учет в г. "данные изъяты".
23 декабря 2021 г. ФИО. умер.
19 января 2022 г. его супруга, Афанасьева Е.Г, обратилась к военному комиссару г. "данные изъяты" с заявлением о выдаче ей воинских перевозочных документов для провоза личных вещей к избранному месту жительства в город "данные изъяты", приложив к нему справку о том, что указанная социальная гарантия ее супругу не предоставлялась.
Согласно сообщению военного комиссара города "данные изъяты" от 26 января 2022 г. административному истцу отказано в выдаче воинских перевозочных документов на провоз личного имущества к избранному месту жительства.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 68 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте", а также сославшись на методические рекомендации по применению этого приказа, введённые в действие командующим войсками "данные изъяты" 25 ноября 2021 г, сделал вывод о том, что правом на возмещение расходов на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе имеют только военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, а члены их семей самостоятельно таким правом воспользоваться не могут.
Отменяя решение гарнизонного военного суда, суд апелляционной инстанции данный вывод суда первой инстанции обоснованно признал ошибочным, указав на наличие такого права у членов семьи умерших граждан, уволенных с военной службы, при наличии совокупности обстоятельств, указанных в следующих нормах материального права.
В соответствии с абзацами 5 и 6 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6-10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе: при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина - к избранному месту жительства.
Члены семьи военнослужащего - гражданина при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего - гражданина имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Согласно пункту 9 статьи 20 указанного федерального закона расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 установлен Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества (далее - Порядок).
В пункте 4 Порядка предусмотрено право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе для граждан, уволенных с военной службы, проходившие ее по контракту, а также для членов семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
В соответствии с пунктом 3 Порядка на Министерство обороны Российской Федерации и иной федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган) возложена обязанность по возмещению указанной категории граждан расходов, связанных с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 Министром обороны РФ 27 декабря 2017 г. издан приказ 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте" (далее - Порядок оформления ВПД).
Пунктом 61 Порядка оформления ВПД вдовам (вдовцам) погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, из числа лиц, указанных в пункте 59 настоящего Порядка, воинские перевозочные документы выдаются до повторного вступления в брак.
В пункте 59 этого же Порядка предусмотрена выдача воинских перевозочных документов офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее - офицеры, уволенные с военной службы) - для проезда.
Установив то, что "звание" ФИО при увольнении с военной службы имел общую продолжительность военной службы 28 лет и право на безвозмездную перевоз личного имущества к избранному месту жительства при жизни не использовал, а Афанасьева Е.Г. повторно в брак не вступала, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии у неё права на получение воинских перевозочных документов для перевоза личного имущества.
В соответствии с абзацем 5 статьи 23 Порядка оформления ВПД в военных комиссариатах муниципальных образований воинские перевозочные документы выдаются в указанных в настоящем Порядке случаях членам семей (близким родственникам) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих, членам семей и родителям погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, на основании их заявлений о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, без издания приказа военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
Сопоставив содержание вышеприведённой нормы с установленными по делу обстоятельствам, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в выдаче административному истцу воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества к избранному месту жительства, при этом правильно расценил действия административного ответчика как незаконные.
Таким образом, доводы кассационной жалобы относительно неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права являются несостоятельными, основанными на их ошибочном толковании.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по доводам кассационной жалобы не имеется. Содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют подтверждённым материалами административного дела обстоятельствам и приняты, вопреки мнению автора кассационной жалобы, с соблюдением применимых норм материального права, при верном их истолковании.
Не выявлено также и оснований к безусловной отмене судебного акта согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 22 июля 2022 г. по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьевой Елены Геннадьевны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Бабакова Максима Павловича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 13 июня 2023 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.