Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Морозовой Е.О, действующей в интересах администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, на решение Волжского районного суда Волгоградской области от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области, по административному исковому заявлению Мацынина Н.Н. о признании незаконным бездействия и понуждении выполнения работ.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав Кондратьеву Е.С, действующую в интересах администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по организации регулируемого пешеходного перехода на участке автодороги по пр. Ленина от ул. Академика Королева до ул. Молодогвардейцев г. Волжского Волгоградской области незаконным, обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обустроить регулируемый пешеходный переход на участке автодороги по пр. Ленина от ул. Академика Королева до ул. Молодогвардейцев г. Волжского Волгоградской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывает, что автомобильная дорога по пр. Ленина включена в перечень автомобильных дорог города Волжского, который утвержден постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 28 декабря 2017 г. N 8072 "Об утверждении перечня автомобильных дорог городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Обращает внимание на проверку, которой установлено, что на участке автодороги по пр. Ленина от ул. Академика Королева до ул. Молодогвардейцев г. Волжского Волгоградской области отсутствует регулируемый пешеходный переход.
Данный участок автодороги по итогам 2020 года - истекшего периода 2022 года является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий, основной вид ДТП - наезд на пешехода.
Отмечает, что расстояние между пешеходным переходом значительно превышает предусмотренные нормами действующего законодательства (свыше 300 м), создают неудобства для пассажиров общественного транспорта, пациентов медицинского учреждения, в том числе маломобильных категорий, нарушая их права.
17 сентября 2021 года прокуратурой в адрес заместителя главы городского округа - город Волжский вносилось представление об устранении нарушений закона.
22 сентября 2021 года ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому в адрес комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - г. Волжского выдано предписание N 222 о необходимости устранения выявленного нарушения п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства" (далее - ГОСТ) в части обустройства пешеходного перехода на указанном участке дороги.
Утверждает, что в связи с неисполнением органом местного самоуправления указанного предписания в отношении Комитета возбуждены административные производства по части 27 статьи 19.5, части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу назначены административные штрафы.
Заявляет, что предписание остается неисполненным, органом местного самоуправления не оспорено.
Мацынин Н.Н. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-города Волжский Волгоградской области, выражающееся в необустройстве дополнительных пешеходных переходов через проспект Ленина г. Волжского Волгоградской области в границах от ул. Академика Королева до ул. Молодогвардейцев и в границах от ул. Комсомольская до пл. Свердлова; обязать Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по обустройству пешеходного перехода через пр. Ленина г. Волжского Волгоградской области в границах улиц Академика Королева и Молодогвардейцев, обозначив его необходимыми дорожными знаками, дорожной разметкой и иными необходимыми техническими средствами организации дорожного движения; обязать Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по обустройству пешеходного перехода через пр. Ленина в границах от ул. Комсомольская до пл. Свердлова, обозначив его необходимыми дорожными знаками, дорожной разметкой и необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.
В обоснование заявленных требований указывает, что на двух участках автомобильной дороги по пр. Ленина г. Волжского Волгоградской области, входящей в перечень автомобильных дорог г. Волжского, утвержденный постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 28 декабря 2017 г. N 8072 "Об утверждении перечня автомобильных дорог городского округа - г. Волжский Волгоградской области", нарушены требования ГОСТ и Свода правил.
Заявляет, что в границах от пл. Свердлова до ул. Комсомольская расстояние между пешеходными переходами составляет 470 м, в границах от ул. Королева до ул. Молодогвардейцев расстояние между ближайшими пешеходными переходами составляет более 620 м.
Ссылается на пункт 6.8 Свода правил, согласно которому в крупных населенных пунктах интервал между пешеходными переходами должен быть не более 300 м, на подпункт 4.5.2.1 ГОСТ, согласно которому пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18 октября 2022 года административные исковые заявления Мацынина Н.Н. и прокурора г. Волжского Волгоградской области удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, выражающееся в необустройстве пешеходного перехода через проспект Ленина г. Волжского Волгоградской области в границах улиц Академика Королева и Молодогвардейцев.
Суд возложил обязанность на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по обустройству пешеходного перехода через проспект Ленина г. Волжского Волгоградской области в границах улиц Академика Королева и Молодогвардейцев, обозначив его необходимыми дорожными знаками, дорожной разметкой и иными необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.
В удовлетворении административного иска Мацынина Н.Н. к Комитету благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года указанное решение отменено в части удовлетворения административного иска Мацынина Н.Н. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении выполнения работ.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Мацынина Николая Николаевича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении выполнения работ прекращено.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Морозова Е.О, действующая в интересах администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи от 28 апреля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Кондратьеву Е.С, действующую в интересах администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, возражавшую против их удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 названного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава городского округа-город Волжский Волгоградской области, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства общие требования", утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст (далее - ГОСТ), пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0, 5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м.
Вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения (пункт 4.5.2.3 ГОСТ).
В силу пункта 4.5.2.4 ГОСТ пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Судами установлено, что на участке автомобильной дороги по пр. Ленина г. Волжского Волгоградской области, входящей в перечень автомобильных дорог г. Волжского, утвержденный постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 28 декабря 2017 г. N 8072 "Об утверждении перечня автомобильных дорог городского округа - г. Волжский Волгоградской области", в нарушение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и ГОСТ, в границах от ул. Академика Королева до ул. Молодогвардейцев г. Волжского Волгоградской области расстояние между ближайшими пешеходными переходами составляет более 620 метров.
17 сентября 2021 года прокуратурой г. Волжского Волгоградской области в адрес заместителя главы городского округа - город Волжский вносилось представление об устранении нарушений закона, вместе с тем нарушения устранены не были.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт невыполнения административным ответчиком требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности, выразившихся в отсутствие пешеходного перехода вблизи социально-значимого объекты - медицинского учреждения, приняв во внимание интенсивность автомобильного и пешеходного движения, влекущие угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора г. Волжского Волгоградской области.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает правильными выводы судов нижестоящих инстанций о том, что установленные судом нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц на свободу передвижения, безопасность жизни и здоровья, образование.
Довод кассационной жалобы об отсутствие достаточного финансирования на исполнение решения, подлежит отклонению, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья людей.
Судебная коллегия не соглашается с утверждениями заявителя относительно пропуска прокурором срока обращения в суд, поскольку в данном случае допущенное администрацией бездействие является длящимся и, следовательно, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области, в защиту которых прокурор обратился в суд, не может определяться каким-либо конкретным событием для целей исчисления сроков, установленных частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий (бездействия), что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда Волгоградской области от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Волжского районного суда Волгоградской области от 18 октября 2022 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.