Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хачатуряна А.С, поступившую в суд первой инстанции 19 апреля 2023 года, на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатуряна А.С. к отделу по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи о признании незаконным действий данной службы.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хачатурян А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи и отделу по вопросам миграции отдела полиции Хостинского района УВД по городу Сочи о признании незаконным действий, в котором просил:
- признать незаконными действия Отдела по вопросам миграции отдела полиции (Центральный округ) Управления внутренних дел по городу Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по возбуждению и проведению, с нарушениями сроков проведения, проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Хачатуряна А.С. гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования его паспортом гражданина Российской Федерации;
- признать незаконным бездействие уполномоченного органа Отдела по вопросам миграции отдела полиции (Хостинский район) Управления внутренних дел по городу Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по замене паспорта гражданина Российской Федерации Хачатуряна А.С. по достижению им 45 летнего возраста;
- признать незаконным отказ отдела по вопросам миграции отдела полиции (Хостинский район) Управления внутренних дел по городу Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в предоставлении государственной услуги Хачатуряну А.С. по замене паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им 45 летнего возраста;
- обязать Отдел по вопросам миграции отдела полиции (Хостинский район) Управления внутренних дел по городу Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю оказать государственную услугу по замене паспорта по достижении 45 летнего возраста и незамедлительно выдать Хачатуряну А.С. новый паспорт гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком;
- взыскать с ответчиков государственную пошлину за подачу иска в суд.
Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2022 года оставлено без изменения решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 июня 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Хачатурян А.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что факт проверки наличия у административного истца гражданства Российской Федерации и отказ в замене паспорта являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, 30 ноября 2020 года Хачатурян А.С. обратился в отдел по вопросам миграции ОП (Хостинский район) УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю посредством ОМУ СПГУ ИСОД МВД России по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации по месту фактического проживания в связи с достижением 45-летнего возраста.
Согласно письма начальника отдела по вопросам миграции ОП (Хостинский район) УВД по городу Сочи МВД России по Краснодарскому краю от 2 марта 2021 года N 3/216100429188, направленного в адрес Хачатуряна А.С. в соответствии с пунктом 46 приказа МВД России от 13 ноября 2017 года N 851 "Об утверждении Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, административному истцу отказано в замене и выдаче паспорта.
Основанием для отказа в выдаче паспорта Хачатуряну А.С. является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
Хачатурян А.С. не может быть документирован паспортом гражданина Российской Федерации по причине отсутствия действительного документа, подтверждающего принадлежность к гражданству Российской Федерации.
Согласно материалам дела, отделом по вопросам миграции ОП (Центральный район) УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю проводилась проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у административного истца гражданства Российской Федерации, и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела заключению по результатам проверки, утвержденному врио начальником ГУМВД России по Краснодарскому краю Воложиновым С.А. от 13 апреля 2021 года у Хачатуряна А.С. отсутствует гражданство Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела ответу Консульской службы Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии (исх. N 390-КС от 03 марта 2021 года) сведения о приобретении гражданства Российской Федерации отсутствуют.
По учетам ГУ МВД России по Краснодарскому краю Хачатурян А.С. как приобретший гражданство Российской Федерации не значится.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В силу статьи 10 указанного Федерального закона документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица, В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Часть 7 статьи 4, статья 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
Приказом МВД России от 13 ноября 2017 года N 851 утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
Пунктом 25 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача либо замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, или принятие решения об отказе в выдаче либо замене паспорта.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, установлено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ (пункт 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325).
При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись основания для проведения проверки, он действовал в рамках своей компетенции, в связи с чем требования административного истца о признании незаконными действий по вопросам миграции отдела полиции по возбуждению и проведению проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Хачатуряна А.С. гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования его паспортом гражданина Российской Федерации, не подлежали удовлетворению.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Хачатуряна А.С. к отделу полиции (Центральный район) УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации незаконным отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года оставлено без изменения решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года оставлены без изменения решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Исходя из изложенного административные исковые требования в части признания незаконным бездействия по замене паспорта гражданина Российской Федерации Хачатуряна А.С. по достижении им 45-летнего возраста, отказа в предоставлении государственной услуги Хачатуряну А.С. по замене паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им 45-летнего возраста и обязании оказать услугу по замене паспорта и незамедлительно выдать Хачатуряну А.С. новый паспорт взамен паспорта с истекшим сроком, не подлежали удовлетворению, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года установлено, что Хачатурян А.С. не приобретал гражданство Российской Федерации, а заключение по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, признано законным, оснований для признания отказа в предоставлении услуги по замене паспорта не имеется.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно отказано в удовлетворении административных исковых требований, поскольку установлено, что указанные действия являются законными, проверка проведена в рамках представленных полномочий.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 6 июня 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.