Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Астрахани к администрации муниципального образования "Город Астрахань" об оспаривании бездействия по формированию земельных участков для предоставления льготной категории граждан.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
прокурор города Астрахани обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация) по формированию земельных участков для предоставления льготной категории граждан и возложить обязанность на администрацию сформировать земельные участки для предоставления лицам льготной категории в объеме, обеспечивающим потребности граждан (семьям), состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 ноября 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 февраля 2022 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 мая 2022 года, администрация ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции о наличии бездействия со стороны администрации являются преждевременными. Данные выводы сделаны без надлежащей оценки представленных доказательств, свидетельствующих о проведении работ по формированию земельных участков в целях предоставления льготной категории граждан, что свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией обязанности в данной сфере.
Определением судьи от 3 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Кириенко А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения апелляционной инстанцией не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией осуществляются действия по формированию земельных участков для льготной категории граждан. Обязанность, предусмотренная законом, органом местного самоуправления исполняется.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Астраханской области 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" орган местного самоуправления обязан предоставить каждому состоящему на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка лицу земельный участок бесплатно в собственность.
Из материалов дела видно, что в ходе осуществления прокуратурой города Астрахани проверки исполнения администрацией земельного законодательства установлено отсутствие сформированных земельных участков, в связи с чем граждане льготной категории, нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, не обеспечены земельными участками, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что распоряжением исполняющего обязанности Губернатора Астраханской области от 2 апреля 2019 года N из государственной собственности в собственность муниципального образования "Город Астрахань" безвозмездно передан земельный участок площадью 704 945 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты". Право собственности на данный земельный участок за муниципальным образованием "Город Астрахань" зарегистрировано 6 мая 2019 года.
Распоряжением администрации от 25 октября 2019 года N утверждены проекты планировки и межевания территории в районе "данные изъяты" на общее количество земельных участков - 504, все земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет.
По результатам проведенной в марте 2020 года проверки прокуратурой города Астрахани установлено, что на территории земельных участков в районе "данные изъяты" требуется проведение работ по вертикальной планировке, поскольку уровень почв земельных участков имеет перепады по высоте, углубления, рвы.
В связи с тем, что проведение работ по вертикальной планировке после предоставления земельных участков гражданам в собственность будет противоречить нормам действующего законодательства, главе администрации 3 марта 2020 года объявлено предостережение о недопустимости нарушений земельного законодательства.
Впоследствии администрация информировала прокуратуру об изыскании карьера для проведения работ по вертикальной планировке земельного массива в районе "данные изъяты"
Однако с марта 2020 года по настоящее время указанные работы не проведены, в связи с чем предоставление 161 земельного участка, на которых требуется проведение данных работ, временно приостановлено.
Таким образом, за 2020 год органом местного самоуправления сформировано 828 земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам льготной категории, из которых 667 предоставлено, предоставление 161 земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) приостановлено ввиду непроведения работ по вертикальной планировке земельных участков, сформированных в районе "данные изъяты"
Также судом установлено, что по состоянию на 26 января 2021 года в администрации на учете в качестве нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков состояло 5323 гражданина (семей), не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельных участков, из них для индивидуального жилищного строительства - 2030, для садоводства - 3293.
По состоянию на 15 сентября 2021 года на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков состоит 4692 гражданина (семей), из них многодетных - 2232. Не реализовавших свое право на бесплатное предоставление земельных участков - 1956 (для индивидуального жилищного строительства), 2736 (для садоводства).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что за период с 2019 по 2021 годы граждане (семьи), состоящие на учете и нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, не реализовали свое право на бесплатное предоставление земельных участков, администрация не приняла все необходимые меры в том объеме, чтобы обеспечить потребности лиц льготной категории в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам и доводам администрации с изложением обоснованных выводов.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.