Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ененко В.В, действующей в интересах министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению СНТ "Школка" об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Якубовой З.А, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя СНТ "Школка" по доверенности Пономарева Н.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
председатель правления СНТ "Школка" Терещенко Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившихся в возврате заявления СНТ "Школка" от 7 октября 2021 года о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения садоводства земельного участка площадью 63409 кв. м
Просила обязать министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть по существу названное заявление.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 марта 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 11 мая 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 14 июня 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав представителя министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Якубовой З.А, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя СНТ "Школка" по доверенности Пономарева Н.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, СНТ "Школка" 15 октября 2021 года обратилось к министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 63409 кв. м, расположенного по адресу: г. Ялта, район ул. Субхи.
Письмом от 21 октября 2021 года министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возвратило заявление, поскольку в приложении отсутствует ряд документов, предусмотренных Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 320-ЗРК/2016, а именно: копия устава садоводческого товарищества на дату вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права СНТ "Школка" на земельный участок до 21 марта 2014 года; копия заключения межведомственной комиссии.
Также указано, что приложенный к заявлению список членов СНТ "Школка" на дату вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ не является списком, который необходимо приложить к заявлению, так как на 21 марта 2014 года СНТ "Школка" не было зарегистрировано (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 8 ноября 2016 года). Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в Зоне с особыми условиями использования территории N 90:25-6.352 - зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, N 90:00-6.651 - второй и третий пояс зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - водозабора на реке Гува (источник - массандровский водопад) ГУП РК "Водоканал ЮБК".
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Согласно пунктам 4.2, 4.48, 4.72 указанного Положения иинистерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия: осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Также, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность или пользование физическим или юридическим лицам, в случаях и порядке, установленных Советом министров Республики Крым.
Права Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым предусмотрены в разделе 5 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N157.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан устанавливаются Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым" (статья 19.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015).
В силу положений части 2 статьи 2 Закона N 320-ЗРК/2016 предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, зарегистрированному после вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, осуществляющими ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на указанных земельных участках, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом министров Республики Крым.
Садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 марта 2017 года N 136 утверждён Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтённым органами местного самоуправления.
Пунктом 19 указанного Порядка установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, в части, не урегулированной настоящим Порядком, осуществляется в соответствии со статьёй 3 Закона N 320-ЗРК/2016.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 320-ЗРК/2016 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй; 3) в случае если границы земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежат уточнению в соответствии с федеральным законодательством, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка; 4) подготовка проекта межевания территории земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предоставлении земельного участка; 6) заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
В силу части 8 статьи 3 Закона N 320-ЗРК/2016 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 2) список членов обратившегося садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденный уполномоченным лицом заявителя; 3) список членов садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива) на дату вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утверждённый уполномоченным лицом заявителя; 4) копия устава обратившегося садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, заверенная в установленном порядке уполномоченным лицом заявителя; 5) копия устава садоводческого, садово-огородного и дачного товарищества (кооператива), указанного в части 1 статьи 2 настоящего Закона; 6) документы, удостоверяющие (устанавливающие) права садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива), указанного в части 1 статьи 2 настоящего Закона, на конкретный земельный участок.
В соответствии с частью 10 статьи 3 указанного Закона в течение пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям части 7 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные частью 8 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Так как СНТ "Школка" испрашивает в пользование земельный участок на основании абзаца 1 части 2 статьи 2 Закона N 320-ЗРК/2016, требования о предоставлении копии устава садоводческого товарищества на дату вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, и документ, удостоверяющий (устанавливающий) права СНТ "Школка" на земельный участок до 21 марта 2014 года являются необоснованными.
Отсутствие в качестве приложения к заявлению копии заключения межведомственной комиссии также не является основанием для возврата заявления СНТ "Школка" от 7 октября 2021 года, ввиду следующего.
В силу положений части 2 статьи 3 Закона N 320-ЗРК/2016 для рассмотрения вопросов, связанных с подтверждением наличия или отсутствия права у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на предоставление земельного участка в случае, определённом частью 1 статьи 2 настоящего Закона, формируются соответствующие межведомственные комиссии.
Часть 1 статьи 2 Закона N 320-ЗРК/2016 к рассматриваемым правоотношениям не применима, а часть 8 статьи 3 Закона N320-ЗРК/2016 не предусматривает обязанность предоставления такого заключения.
Расположение испрашиваемого земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории не предусмотрено Законом N 320-ЗРК/2016 в качестве основания для возвращения заявления.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым представлены документы в объеме, предусмотренном Законом N 320-ЗРК/2016, следовательно, оспариваемое решение административного ответчика является необоснованным и нарушает права и законные интересы истцы.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 марта 2022 года по административному делу N 2а-4450/2021 (номер дела в суде апелляционной инстанции N 33а-2287/2022) возобновить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.