Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рудь М.В, действующей в интересах ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Саносяна С.Г, Саносян С.А. об исправлении технической ошибки.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по доверенности Сергиевской И.С, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителей Саносяна С.Г, Саносян С.А. по доверенности Саносян Г.Х. и Шефова Д.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саносян С.Г. и Саносян С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправить техническую ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, указав его кадастровую стоимость в размере 12 538 307 рублей 52 копейки, начиная с даты образования земельного участка по 2 февраля 2017 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года решение суда отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении искового заявления. На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю возложена обязанность исправить техническую ошибку, рассчитав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в период с 29 декабря 2015 года по 1 февраля 2017 года с учетом нахождения указанного земельного участка в зоне санитарного разрыва от категорированных автомобильных дорог. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по доверенности Рудь М.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения Краснодарского краевого суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 мая 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 июня 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по доверенности Сергиевской И.С, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения представителей Саносяна С.Г, Саносян С.А. по доверенности Саносян Г.Х. и Шефова Д.А, полагавших апелляционное определение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сказано, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как указано в пункте 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Как следует из материалов дела, в период с 12 декабря 2014 года по 22 ноября 2017 года Саносян С.А. и Саносян С.Г. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом, для объектов общественно-делового значения".
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N "адрес" на два самостоятельных земельных участка на основании постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от 2 ноября 2015 года N 1476. При этом установлен вид разрешенного использования "многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом".
В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июля 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в период с 29 декабря 2015 года по 1 февраля 2017 года составляла 77 332 728 рублей 24 копейки.
Земельный участок с кадастровым номером N располагается в кадастровом квартале N.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 1 января 2016 года в размере 12 370 451 рубль 22 копейки. Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 2 февраля 2017 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 марта 2020 года по делу N 3а-240/2020 административные исковые требования Саносян С.А, Саносян С.Г. и Саносян Г.Х. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной, удовлетворены в части.
На основании вступившего в законную силу решения Краснодарского краевого суда от 11 марта 2020 года, в Единый государственный реестр недвижимости 10 июля 2020 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N размере 9 456 000 рублей с указанием даты начала ее применения согласно резолютивной части решения суда 2 февраля 2017 года.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 03 июля 2016 года) ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка.
Закон установилнесколько возможных видов ошибок, а именно:
- единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;
- системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости;
- единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;
- системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Кадастровая стоимость зданий определялась органом регистрации прав в период до 1 января 2019 года в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июня 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основе актуальных на дату определения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Определение кадастровой стоимости земельных участков до 2 марта 2019 года осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222.
Пункт 2.1.16 Методических указаний устанавливает, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель населенных пунктов земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101233:117 имеет вид разрешенного использования "многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом".
Данный вид разрешенного использования, в соответствии с Приложением N 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756, которым были утверждены "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края" относится к нескольким группам видов разрешенного использования.
Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 8 сентября 2014 года N 33995) утверждено наименование вида разрешенного использования земельных участков - "Отдых (рекреация)" (код 5.0), (введено приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 г. N709), "Обеспечение занятий спортом в помещениях" (код 5.1.2) с подробным описанием указанного вида разрешенного использования: "Размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях".
В соответствии со сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Крымский район за спорный период по объекту, расположенному в г. Крымске, ул. Красная, 1а, данный вид наряду с другими указан в перечне видов разрешенного использования спорного земельного участка.
Уполномоченный орган, определяющий кадастровую стоимость, применил наибольшее значение удельного показателя (8 группа), которое составляет 9 006 рублей 84 копейки за 1 кв. м.
При определении кадастровой стоимости уполномоченным органом не было учтено, что согласно генеральному плану Крымского городского поселения Крымского района, действовавшему по состоянию на 2015 год, земельный участок с кадастровым номером N, начиная с даты его постановки на государственный кадастровый учет (28 декабря 2015 года) находится в зоне санитарного разрыва от категорированных автомобильных дорог, что подтверждается сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Крымский район (включая картографические материалы Генплана), а также ответом администрации Крымского городского поселения Крымского района от 20 апреля 2022 года N 1457 на запрос суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из ЕГРН с момента постановки земельного участка на кадастровый учет в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером N, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ (ограничения, связанные с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий), что отражено на листе 2 раздела 4.1 выписки из ЕГРН.
Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила (СанПин), обязательные для применения.
Согласно пункту 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с вышеназванными нормами СанПиНа земельный участок с кадастровым номером N, полностью расположенный в санитарно-защитной зоне, не может использоваться для рекреационного назначения (код 5.0) и обеспечения занятий спортом в помещениях (код 5.1.2).
Следовательно, уполномоченный орган, при определении кадастровой стоимости земельного участка, располагая сведениями из ЕГРН об ограничениях, связанных с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий, и, не приняв во внимание сведения, содержащиеся в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки муниципального образования, неправомерно применил наибольшее значение удельного показателя - 8-я группа, при котором кадастровая стоимость земельного участка составила 77 332 728 рублей 24 копейки, тем самым допустил техническую ошибку.
Наличие технической ошибки косвенно подтверждается также тем, что при очередной массовой оценке, утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 года N 1882 кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 5 817 701 рубль 88 копеек.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и частичном удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене апелляционного определения, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы апелляционного определения.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 августа 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.