Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанова А.М, поступившую в суд первой инстанции 10 июня 2022 года, на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Степанова А.М. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 года административные исковые требования Степанова А.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 29 марта 2022 года оставлено без изменения решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Степанов А.М. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС (ред. от 11 марта 2020 года) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
В силу пункта 3 статьи 17 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС гражданам, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Согласно пункту 18 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения.
Постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2016 года N 1090-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
Как следует из материалов дела, Степанов А.М, 21 октября 1937 года рождения, относится к числу лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), а следовательно имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Степанов А.М. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду без проведения торгов.
04 июня 2020 года Степанову А.М. отказано в предоставлении услуги. Отказ был обжалован и решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя признан незаконным. Суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление Степанова А.М. Вместе с тем, решение исполнено не было. В связи с чем Степанов А.М. 02 сентября 2021 года повторно обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду без проведения торгов.
Решением NГУ-исх.9323/21 от 23 сентября 2021 года Степанову А.М. отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 18 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах территории, в отношении которой принята государственная программа "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2016 года N 1090-ПП, по объекту "Строительство подъездной дороги к детскому саду и школе на "адрес"".
Административный истец полагает указанный отказ незаконным, поскольку ранее распоряжением департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04 декабря 2017 года предварительно согласовано предоставление земельного участка Бондарь Л.А, являющейся дочкой Степанова А.М, следовательно наличие указанной государственной программы не являлось препятствием для образования испрашиваемого земельного участка.
Согласно выкопировки Генерального плана указанный земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, что также подтверждается заключением Управления градостроительства. Согласно нормам градостроительного кодекса установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территории планирования. Земельный участок не имеет каких-либо правопритязаний со стороны третьих лиц. Какие-либо объекты капитального строительства на участке отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Степанова А.М, поскольку земельный участок с кадастровым номером N находится в границах красных линий проекта планировки и межевания территории "Строительство подъездной дороги к детскому саду и школе на "адрес"), а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемый земельный участок образован 03 марта 2018 года, то есть после издания Правительством Севастополя постановления от 17 ноября 2016 года N1090-ПП, утвердившего государственную программу.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 30 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.