Дело N 2а-494/2022
г. Краснодар 11.04.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Сергеева С.С, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 30.01.2023 кассационную жалобу ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30.08.2022, вынесенное по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 25.01.2022 по административному делу по административному иску ФИО7 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица: Администрация Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (Минимущества, Министерство), в котором просил признать незаконным приказ от 16.08.2021 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование требований ФИО7 указал, что распоряжением Сакской районной администрации 24-р от 19.01.2010 административному истцу дано разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" из земель запаса за границами населенных пунктов. Распоряжением районной администрации от 02.04.2012 N 414-р срок действия вышеуказанного распоряжения продлен до 01.05.2013.
В порядке завершения оформления ранее возникшего права ("дооформление") ФИО7 обратился в Минимущества с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.
16.08.2021 ФИО7 отказано в испрашиваемой услуге со ссылкой на несоответствие месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Молочненского сельского поселения "адрес" земельный участок расположен в зоне территории неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1), в планируемых границах населенного пункта.
Полагая оспариваемый приказ незаконным, нарушающим права заявителя, ФИО7 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 25.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Районный суд признал незаконным приказ Минимущества от 16.08.2021 об отказе в предоставлении земельного участка, обязал повторно рассмотреть заявление ФИО7
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30.08.2022 вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое - об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене апелляционного определения ввиду несоответствия выводов, изложенных в обжалуемом акте, фактическим обстоятельствам дела, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы усматриваются определенные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для отмены апелляционного определения.
Разрешая дело, суды руководствовались положениями части 1.1 статьи 12.1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ФКЗ-6 от 21.03.2014), пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, которым утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок). Суды установили, что Распоряжением Сакской районной государственной администрации в АР Крым 24-р от 19.01.2010 ФИО7 дано разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" из земель запаса за границами населенных пунктов, площадью 1, 0 га пашни для ведения личного крестьянского хозяйства в целях организации зеленого туризма. На заявителя возложена обязанность предоставить изготовленный проект землеустройства в районную администрацию для утверждения. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 10 000 кв.м. зарегистрирован на праве государственной собственности за Республикой Крым с кадастровым номером N категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, месторасположения земельного участка: "адрес" из земель запаса за границами населенных пунктов.
Приказом Минимущества N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка со ссылкой на статью 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и на расположение земельного участка в зоне неурегулированных вопросов (Н-1) по генеральному плану Молочнеского сельского поселения Сакского района Республики Крым. Удовлетворяя требования административного иска, районный суд, оценив представленные в дело доказательства, нашел оспариваемый Приказ Минимущества, обоснованный несоответствием местоположения объекта недвижимого имущества градостроительной документации, имевшей место на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, незаконным. Отменяя решение районного суда, судебная коллегия исходила из того, что предоставление земельного участка возможно только на основании утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, согласно карте функционального зонирования территории Генплана Молочненского сельского поселения, утвержденного решением Сакского районного совета N 142 от 09.10.2018, земельный участок отнесен к функциональной зоне (проект) - подзона индивидуальной и малоэтажной застройки, в карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки того же поселения, утвержденных решением Сакского районного совета N 225 от 28.12.2018 - к территориальной зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1), кроме того, северная сторона участка расположена в охранной зоне. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Распоряжением Главы Республики Крым от 05.11. 2019 N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поручено приостановить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку. В этой связи апелляционный суд нашел, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Поскольку испрошенный ФИО7 для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок (вид разрешенного использования которого не предусматривает возведение объектов капитального строительства), расположен в границах функциональной зоны - подзона индивидуальной и малоэтажной застройки, допускающей строительство объектов недвижимости, Минимущества, по мнению судебной коллегии, обоснованно отказало в предоставлении такого участка в связи с несоответствием месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности. С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Как верно отмечено судами, особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон от 31.07.2014 N 38-ЗРК). Частью 1 статьи 13 упомянутого закона предусмотрена возможность завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляемого на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в силу части 6 статьи 13 ЗРК-38, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношении, являлись: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 23.11.2020 ФИО6 обратился в Минимущества с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно в порядке "дооформления" ранее возникшего права упомянутого выше земельного участка, указав цель использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
На заявление получен оспариваемый отказ, который обоснован пунктом 2 части 6 статьи 13 Закона от 31.07.2014 N 38-ЗРК и мотивирован несоответствием месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а именно, расположением участка согласно Генплану, утвержденному решением 72 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 09.10.2018 N 142, в карте функционального зонирования в подзоне индивидуальной и малоэтажной застройки, а также в соответствии с Правилами землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района, утвержденными решением 79 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 28.12.2018 N225, в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1) в планируемых границах населенного пункта. Между тем, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ). Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования;7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно пункту 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (подпункт 1); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (подпункт 2). В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (подпункт 10). Помимо предусмотренных настоящей статьей органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15 статьи 35 ГрК РФ).
Таким образом, правовая конструкция положений пункта 1 статьи 35 ГрК РФ, пункта 1 статьи 85 ЗК РФ, оставляя открытым перечень видов территориальных зон, тем не менее, не предполагает существования в документах территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования территориальных зон, не содержащих императивных предписаний относительно правового режима использования земельных участков (земель), входящих в пределы муниципального образования, применительно к требованиям земельного, градостроительного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. В этой связи на спорные правоотношения, возникшие ввиду изложенного в оспариваемом приказе отказа, мотивированного расположением испрошенного земельного участка в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану, нельзя распространить такое положение пункта 2 части 6 статьи 13 Закона от 31.07.2014 N 38-ЗРК, как несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации по планировке территории. Нельзя отнести к упомянутому положению и то обстоятельство, что по Генплану участок расположен в подзоне индивидуальной и малоэтажной застройки, а в соответствии с ПЗЗ - в зоне неурегулированных вопросов по Генплану (Н-1), поскольку возникшая неопределенность в градостроительной документации не может препятствовать в реализации права, закрепленного в части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Более того, административным ответчиком не представлено и доказательств включения испрошенного земельного участка в пределы населенного пункта, равно как и нахождения участка в подзоне индивидуальной и малоэтажной застройки, в то время как согласно выписке из ЕГРН (от 28.04.2020) земельный участок находится за границами населенных пунктов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора. Поскольку районный суд, обоснованно признав незаконным оспариваемый отказ, в качестве способа восстановления нарушенного права правомерно обязал Минимущества повторно рассмотреть заявление ФИО6, кассационный суд, отменяя апелляционное определение, полагает необходимы оставить силе решение суда первой инстанции. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции определил:апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30.08.2022 отменить.
Оставить в силе решение Сакского районного суда Республики Крым от 25.01.2022.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.