Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконными действий, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконными действий по установке мусорных контейнеров вблизи жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", обязать ответчика убрать мусорные контейнеры, расположенные вблизи жилого дома по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что вблизи жилого дома по адресу "адрес" администрацией муниципального образования г. Краснодар установлены мусорные контейнеры в нарушение нормативно-правовых норм, в соответствии с которыми, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 м. Истец, является жильцом дома по адресу размещения мусорных контейнеров, неоднократно обращалась к ответчику по факту указанных нарушений, которые просила устранить. Фактически, контейнеры для сбора мусора расположены в 3-х метрах от окон жилых помещений, размещение которых должно согласовываться с жителями близлежащего дома. Указывает, что близкое расположение мусорных контейнеров оказывает негативное влияние на жизненный уклад истца.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 августа 2022 года исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар по установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов вблизи жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". На администрацию муниципального образования г. Краснодар возложена обязанность убрать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные вблизи жилого дома по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, указывая, что дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, в то время как подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Кроме того, кассатор выражает несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств, ссылается на необходимость назначения судебной экспертизы для выявления нарушений правил размещения контейнерных площадок для твердых бытовых отходов.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 проживает в "адрес", вблизи которого расположена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов.
Указанная контейнерная площадка расположена в нарушение СанПиН 2.1.3684-21, а именно не соблюдено расстояние расположения контейнерной площадки.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 15, 393 Гражданского кодекса РФ, нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что спорная контейнерная площадка расположена с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства и порядка размещения, в связи с чем подлежит переносу.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права установлено не было.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 м, в сельских населенных пунктах - не менее 15 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 м, в сельских населенных пунктах - не менее 15 м.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 февраля 2020 года N 60 "Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края", ответственность за обустройство мест (площадок) накопления ТКО, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО (крупногабаритных отходов) и их надлежащее содержание, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, несут органы местного самоуправления в границах муниципальных образований, за исключением случаев, указанных в подпунктах 4(1). 1.2 - 4(1). 1.6 настоящего пункта.
Согласно пункту 40.8 решения городской Думы г. Краснодара от 22 августа 2013 года N 52 размещение мест временного хранения отходов и количество контейнеров на них согласовываются с администрациями внутригородских округов г. Краснодара. В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено до 8-10 м. Размещение должно согласовываться с жителями близлежащего дома (пункт 41.1).
Судами принято во внимание отсутствие сведений о наличии акта согласовании размещения контейнерной площадки вблизи "адрес" в установленном законом порядке, в том числе с жильцами близлежащих домов, а также нарушение норм СанПиН 2.1.3684-21 при размещении площадки.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Между тем неверный выбор вида судопроизводства не привел к принятию по результатам рассмотрения настоящего дела незаконного и необоснованного решения.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.