Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Детский оздоровительный комплекс "Дружба" об обязании устранения нарушений, по кассационной жалобе представителя ООО "ДОК "Дружба" Мартыч Ю.Ю. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав представителя ООО "ДОК "Дружба" Мартыч Ю.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшую против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Лазаревский районный суд г..Сочи и просил обязать ООО ДОК "Дружба" получить в уполномоченном органе решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; разработать и согласовать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; поставить на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду очистные сооружения канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также согласовать с органами исполнительной власти "адрес", уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при осуществлении хозяйственной деятельности на очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при эксплуатации очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; подготовить и направить в органы Росрыболовства в
установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 порядке заявки о согласовании хозяйственной деятельности по эксплуатации комплексов очистных сооружений канализации, предназначенных для приема, очистки и отведения сточных вод в акваторию Черного моря через ОСК, расположенные по адресу: "адрес" не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу..
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены. На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность получить в уполномоченном органе решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность разработать и согласовать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность поставить на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду очистные сооружения канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также согласовать с органами исполнительной власти "адрес", уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при осуществлении хозяйственной деятельности на очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при эксплуатации очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На ООО ДОК "Дружба" возложена обязанность подготовить и направить в органы Росрыболовства в установленном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 384 порядке заявки о согласовании хозяйственной деятельности по эксплуатации комплексов очистных сооружений канализации, предназначенных для приема, очистки и отведения сточных вод в акваторию Черного моря через ОСК, расположенные по адресу: "адрес" не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 декабря 2022 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ООО "ДОК "Дружба" просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы кассатор выражает несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств, полагает, что ООО "ДОК "Дружба" является ненадлежащим ответчиком по делу, ссылается на неисполнимость решения суда.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности ООО "Логистический центр" находится комплекс очистных сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выписками в ЕГРН.
Указанные очистные сооружения на основании договора аренды недвижимого имущества от 1 октября 2019 года и дополнительного соглашения к нему от 31 августа 2020 года, заключенных между ООО "Логистический центр" и ООО ДОК "Дружба", переданы во временное владение и пользование последнему.
Согласно информации ООО "ВИК" от 8 июля 2021 года за N294 вышеуказанные ОСК принимают стоки от многоквартирных и частных жилых домов (259 потребителей), общий объем принятых сточных вод за 2020 год составил 33 300 куб.м.
Сброс сточных вод осуществляется по глубоководному выпуску, находящемуся на балансе ФГБУ ДПТС "Пионер" Минздрава России, в водный объект - Черное море в отсутствие каких-либо договорных отношений.
Прокуратурой проведена проверка исполнения ООО "ДОК "Дружба" соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при отведении хозяйственно-бытовых стоков с очистных сооружений канализации в водные объекты, расположенные на территории г. Сочи.
Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные требования закона ООО ДОК "Дружба" не соблюдаются: сброс сточных вод в акваторию Черного моря осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; не разработаны и не согласованы нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающие в водный объект со сточными водами с очистными сооружениями; при осуществлении хозяйственной деятельности на очистных сооружений не обеспечило выполнение обязанности по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; на указанных очистных сооружениях деятельность осуществляется в отсутствии согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ООО ДОК "Дружба" не проводит в настоящее время такие мероприятия (согласованные с уполномоченным органом), при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий; ООО ДОК "Дружба" осуществляет хозяйственную деятельность на ОСК в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" хозяйственная деятельность, осуществляемая ООО ДОК "Дружба" на очистных сооружениях, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, указанные очистные сооружения не поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
ООО ДОК "Дружба" осуществляет хозяйственную деятельность по приему, очистке и отведению стоков в поверхностные водоемы через очистные сооружения без согласования с органами Росрыболовства, соответствующее положительное заключение отсутствует.
В результате отсутствия обозначенного согласования до настоящего времени ООО ДОК "Дружба" не реализовано выполнение его условий в виде осуществления компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску в естественную среду обитания ВБР, что в существующих социально-экономических условиях, а также на фоне снижения ценных в промысловом значении рыбных запасов, требует незамедлительного устранения.
Установлено, что сбросы сточных вод в отсутствие согласования Росрыболовства могут повлечь за собою массовую гибель водных биологических ресурсов.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокурором директору ООО ДОК "Дружба" 30 сентября 2020 года внесено представление, по результатам рассмотрения, которого все выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 1, 5, 8, 9, 11 Водного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", обоснованно исходил из того, что доказательства устранения нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, ответчиками не представлены. Эксплуатация очистных сооружений без учета предъявляемых законодательством требований нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", создает угрозу жизни и здоровью граждан, распространения заболеваний, ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения, мотивированно отклонены со ссылками на нормы права, подлежащие применению.
Согласно частям 1, 11 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закреплено, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.
Вопреки позиции кассатора, изложенной в жалобе, суды первой и апелляционной инстанции при разрешении заявленных требований по существу верно определили субъектный состав, возложив обязанность по устранению выявленных нарушений на надлежащее лицо, поскольку именно ООО "ДОК "Дружба" осуществляет хозяйственную деятельность по приему, очистке и отведению стоков в поверхностные водоемы через очистные сооружения без согласования с органами Росрыболовства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.