Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мартынова Н.Н., рассмотрев гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" к Антонову А.С. о взыскании неосновательно полученного пособия по безработице, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" на апелляционное определение Керченского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года
установила:
ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" обратилось в суд с исковым заявлением к Антонову А.С, в котором просило взыскать с ответчика неосновательно полученное пособие по безработице в размере 46 285 рублей 62 копейки.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N 48 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым - мирового судьи судебного участка N 44 Керченского судебного района (городской округ Керчь) Республики Крым от 22 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" отказано.
Апелляционным определением Керченского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" просит отменить апелляционное определение Керченского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в результате межведомственного электронного взаимодействия получены сведения о наличии факта трудовой деятельности Антонова А.С. с декабря 2019 года. Он являлся президентом Керченской местной общественной организации развития и популяризации Кёкусинскай каратэ "Спортивный клуб Олимп" на момент регистрации в ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения", то есть относился к занятому населению, не имел права на признание безработным и получения пособия по безработице.
Отмечает, что регистрация безработных проводилась в электронной форме, без предъявления каких-либо документов, чем воспользовался ответчик, предоставив ложную информацию об отсутствии занятости. Заявители на Портале предупреждаются об ответственности за предоставление недостоверных сведений.
Указывает, что в случае отсутствия дохода от любого вида занятости, но при наличии занятости, гражданин в соответствии с Законом о занятости населения не может быть признан безработным.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" от 10 июля 2020 года N 6292-Т/154 Антонов А.С. признан безработным, ему назначено пособие по безработице в период с 30 июня 2020 года. Установлен период выплаты пособия по безработице на три месяца с 30 июня 2020 года по 29 сентября 2020 года, а также размер и срок выплаты пособия по безработице в размере 4 500 рублей 00 копеек с 30 июня 2020 года по 29 сентября 2020 года.
Приказом ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" от 10 октября 2020 года N 10295-Т/154 увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице Антонову А.С. с 30 сентября 2020 года по 1 октября 2020 года, а также, установлен размер пособия по безработице в указанном периоде 12 130 рублей 00 копеек.
Приказом ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" от 25 ноября 2020 года N 11543-т/154 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного Антонова А.С. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
В ГКУ Республики Крым "Центр занятости населения" поступили сведения о том, что Антонов А.С. является президентом Керченской местной общественной организации развития и популяризации Кёкусинкай каратэ "Спортивный клуб Олимп".
Проколом N1 от 19 ноября 2019 года общего собрания учредителей Керченской местной общественной организации развития и популяризации Кёкусинкай каратэ "Спортивный клуб Олимп" Антонов А.С. избран президентом и уполномоченным лицом на проведение государственной регистрации указанной организации.
Согласно данным свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного 31 декабря 2019 года, учетный N 91120111349, Керченская местная общественная организация развития и популяризации Кёкусинкай караты "Спортивный клуб Олимпа", расположенная по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Петра Алексеева, д. 27, кв. 4, зарегистрирована как некоммерческая организация.
Из п. 1.1 Устава также следует, что Керченская местная общественная организация развития и популяризации Кёкусинкай каратэ "Спортивный клуб Олимп" является местным добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов и достижения целей настоящего Устава.
Согласно информации МИ ФНС N 7 по Республике Крым от 21 октября 2022 года N 10-17/1186 дсп, и справке о доходах и суммах налога физического лица за 2020 N 239169 от 1 марта 2021 года, в период с 30 июня 2020 года по 1 октября 2020 года Антонов А.С. не являлся налогоплательщиком налога на профессиональный доход.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ГУ-ОПФ РФ по Республике Крым, сведения о начислении заработной платы и страховых взносов Антонову А.С. за период с 27 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявления, мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доказательства заключения трудового либо гражданско-правового договора между Керченской местной общественной организацией развития и популяризации Кёкусинкай караты "Спортивный клуб Олимпа", а также получения Антоновым А.С. выплат, на которые начислялись страховые взносы, отсутствуют.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением норм процессуального права.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно вышеназванному Закону, государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (Временные правила), в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта "д" пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что в действиях ответчика недобросовестность отсутствует.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях Антонова А.С. недобросовестности обоснованными, следовательно, в силу статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде полученных спорных выплат.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом апелляционной инстанции не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы САО "ВСК" не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций. Полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Керченского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" - без удовлетворения.
Судья Н.Н. Мартынова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.