Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга", администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания, по кассационной жалобе ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Волжского Волгоградской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга", администрации городского округа - город Волжский, Управлению образования администрации городского округа ? город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 7 октября 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области и Управление образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанности обеспечить финансирование мероприятий по проведению "Детский сад N 88 "Радуга" обследования технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресу: "адрес" (год постройки 1981) и "адрес" (год постройки 1978) с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. На МДОУ "Детский сад N "Радуга" возложена обязанность провести обследование технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресу: "адрес" (год постройки 1981) и "адрес" (год постройки 1978) с использованием современных средств технической диагностики в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств на указанные мероприятия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2022 года решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что требования истца о проведении обследования технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресу: "адрес" привлечением специализированной организации не основаны на положениях Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Градостроительного кодекса РФ, Приказа Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312. Полагает, что администрация городского округа - город Волжский является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем по реализации программ в сфере образования, согласно Решению Волжской городской Думы Волгоградской области от 23 декабря 2021 года N 180-ВГД "О бюджете городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" является управление образования администрации городского округа - город Волжский. Ответчиками в рамках утвержденных лимитов бюджетных ассигнований предприняты все зависящих от него мер по финансированию мероприятий из средств бюджета городского округа и средств бюджета Волгоградской области.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с частью 7 статьи 28 которого образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой города проведена проверка деятельности МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга", в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Проверка показала, что эксплуатационный контроль зданий МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
В соответствии с предоставленными копиями актов осмотров технического состояния плановые осмотры технического состояния зданий в целом, их систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проводятся формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, точные сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, подлежащим включению в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Осмотр зданий с использованием современных средств технической диагностики не проводился.
Отсутствие должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям, условия обучения.
МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" является организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности на основании лицензии в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она создана.
Учредителем МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" является муниципальное образование - городской округ города Волжский Волгоградской области и управление находится в ведении Управления образования и молодежной политики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником здания МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга", расположенного по адресам: "адрес" (год постройки - 1981), "адрес" (год постройки - 1978) является городской округ - город Волжский.
12 июля 2005 года между администрацией городского округа - город Волжский и МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, согласно которому здания, расположенные по адресу: "адрес" закреплены на праве оперативного управления за МДОУ "Детский сад N88 "Радуга".
МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, локальными актами учреждения, уставом.
В соответствии с пунктом 1.8 Устава МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга", учреждение является юридическим лицом, которое имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1.10 Устава, к компетенции МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" в том числе относится материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 1.12 Устава закреплено, что МДОУ "Детский сад N88 "Радуга" несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; качество образования своих учеников; жизнь и здоровье учащихся, работников учреждения; нарушение или незаконное ограничение прав на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся; нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
Выявленные нарушения требований законодательства не соответствуют целям обеспечения безопасности образовательного процесса, а также указывают на ненадлежащее отношение работодателя к своим обязанностям, а также стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами МДОУ "Детский сад N88 "Радуга" своих должностных обязанностей, игнорирования ими требований законодательства, и отсутствия должного контроля со стороны руководителя.
Прокуратурой города 14 апреля 2022 года в адрес директора МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" внесено представление об устранении нарушений в сфере законодательства об образовании, пожарной безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 209, 210, 296 Гражданского кодекса РФ, 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обоснованно исходил из того, что доказательства устранения нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, ответчиками не представлены. Непринятие ответчиками необходимых мер по обеспечению безопасности зданий объекта образования МДОУ "Детский сад N 88 "Радуга" может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения, мотивированно отклонены со ссылками на нормы права, подлежащие применению.
Так, отклоняя доводы ответчика, аналогичные заявленным в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции указал на то, что орган местного самоуправления - администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, являясь учредителем образовательного учреждения, обязан обеспечивать финансирование работ по проведению обследования технического состояния здания школы. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту в соответствии с положениями статей 15 и 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства. Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации городского округа, как учредителя образовательного учреждения, в связи с чем отсутствие в проекте бюджета города Волжского Волгоградской области расходов на выполнение работ по проведению обследования технического состояния здания детского сада не может являться основанием для невыполнения обязанности, установленной вышеназванными законами.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.