Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании права на назначение пенсии, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, и
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ-ОПФР по "адрес") о признании права на назначение пенсии.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что в целях назначения страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - ОПФР по "адрес" с соответствующим заявлением.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа- 12 лет и отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента- 21.
По мнению истицы, ответчик необоснованно отказал во включение в ее страховой стаж спорных периодов работы, нарушив тем самым пенсионные права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующих уточнений истица просила суд признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8, ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ); признать решение ответчика об отказе в установлении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным; обязать ответчика засчитать в стаж и применить при исчислении баллов следующие периоды:
- период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период работы в Черноморском высшем военно-морском училище им ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период работы в арендном предприятии общепита "Полет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период работы в арендном предприятии кафе "Кавказ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период работы в ООО "Мир Черноморья" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период работы в ООО "Гласс Марксе" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать ответчика при исчислении пенсии учесть в баллах период ухода за ребенком, при исчислении пенсии применить коэффициент - 2.7; признать за истцом право на определение размера страховой пенсии по старости по формуле согласно п. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ; обязать ответчика исчислить размер страховой пенсии по старости по формуле согласно п. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Закона N400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ N; установить факт постоянного проживания на территории "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; признать право на определение размера страховой пенсии по старости с учетом страхового стажа и страховых взносов за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 4. ч. 4 ст. 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях "адрес" и города федерального значения Севастополь" от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ; обязать ответчика засчитать в страховой стаж и определить страховые взносы в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях "адрес" и города федерального значения Севастополь" года N 208-ФЗ за периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Мир Черноморья" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Гласс Маркет".
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
Судом признано за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости и право на определение ее размера по наиболее выгодному варианту расчета пенсии; признан незаконным отказ ГУ-ОПФР по "адрес" в установлении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ N; на ГУ-ОПФР по "адрес" возложена обязанность засчитать в стаж ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации 4610 914994) и применить при исчислении баллов следующие периоды: время обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время работы в Черноморском высшем военно-морском училище им ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время работы в арендном предприятии общепита "Полет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время работы в арендном предприятии кафе "Кавказ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время работы в ООО "Мир Черноморья" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время работы в ООО "Гласс Маркет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
на ГУ-ОПФР по "адрес" возложена обязанность при исчислении пенсии ФИО1 учесть в баллах период ухода за ребенком, при исчислении пенсии применить коэффициент - 2.7; на ГУ-ОПФР по "адрес" возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Закона N400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, исчислив размер ее пенсии по наиболее выгодному варианту расчета пенсии. Этим же решением с ответчика взысканы в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части включения в страховой стаж ФИО1 при исчислении баллов время обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит изменить решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Севастопольского городского суда ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания на территории "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о признании за ней права на определение размера страховой пенсии по старости с учетом страхового стажа и страховых взносов за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 5. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях "адрес" и города федерального значения Севастополь" N 208-ФЗ, принять в этой части новое решение об удовлетворении требований.
В кассационной жалобе представитель ГУ-ОПФР по "адрес" просит апелляционное определение Севастопольского городского суда ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения требований истицы, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявители ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении жалобы без участия представителя. Истец о причинах своей неявки не сообщила, отложить рассмотрение дела не просила. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 4, статьей 8 Закона N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Закона N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 8, частями 1 - 3 статьи 35 Закона N400-ФЗ, Приложения 3 к данному закону, право на страховую пенсию по старости возникает при одновременном наличии трех условий: достижение определенного возраста; наличие минимального размера страхового стажа; наличие минимально установленной величины ИПК.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
На основании части 2 статьи 11 Закона N400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствие с ч.ч. 1-2 ст. 14 Закона N400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются па основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Закона N400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы, но трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктами 12 и 13 Правил обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчетом размера пенсии, переходом с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации и ПФР от 27.02.2002г. Nпб. определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
На основании статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ сдали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее также Федеральный закон N 208-ФЗ) устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со статьей 11 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным Конституционным Законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охран) здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.
Положения Федерального закона N 208-ФЗ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или "адрес".
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в целях назначения страховой пенсии по старости обратилась с заявлением в ГУ- ОПФР по "адрес".
Решением от 02.11.2021 N ответчик уведомил истицу об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа 12 лет и отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 21.
Ответчиком отказано в во включении в страховой стаж ФИО1 периодов: обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в Черноморском высшем военно-морском училище им. ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в арендном предприятии общепита "Полет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в арендном предприятии кафе "Кавказ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в ООО "Мир Черноморья" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в ООО "Гласс Маркет" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не подтвержденными надлежащим образом.
Истица является гражданкой Российской Федерации на основании паспорта серия 4610 N, выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП в "адрес" ОУФМС России по "адрес" в "адрес", в котором имеются отметки о том, что с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в городе Красногорске, по "адрес" бульвар "адрес". Зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В "адрес" истица имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования ФИО1 в части включения спорных периодов работы в страховой стаж, суд первой инстанции руководствовался положениями вышеприведенных норм права и исходил из того, что периоды работы истицы подтверждаются записями в трудовой книжке, содержащими сведения о приеме на работу и увольнении, содержат ссылки на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия, а также учитывал, что работник не может нести ответственность за правильность заполнения трудовой книжки работодателем. Так же суд пришел к выводу об удовлетворении требований истицы в части включении в стаж периодов обучения, и усмотрел основания для учета в баллах периода ухода за ребенком и применения коэффициента 2, 7 при исчислении пенсии ФИО1
Установив, что истица является гражданкой Российской Федерации, была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ в городе Красногорске, а с ДД.ММ.ГГГГ - в "адрес", суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания истицы на территории "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и признании за истицей права на определение размера страховой пенсии с учетом применения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N208-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда с выводами суда первой инстанции в целом согласилась.
В то же время, судебная коллегия нашла заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в страховой стаж истицы при исчислении баллов, периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отменяя решение суда в этой части и отказывая в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствуют допустимые доказательства предоставления в ГУ ОПФР по "адрес" документа, подтверждающего обучение в указанный период. В описи документов, предоставленных в пенсионный орган истицей, диплом за данный период, так же не указан. С учетом изложенного, права истицы действиями ответчика по не рассмотрению указанного периода никак не нарушены. Истица, заявляя требование о включении в страховой стаж указанного периода обучения фактически заявляет о незаконности действий ответчика, а таковые действия по факту отсутствуют, так как спорный период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предметом рассмотрения ответчиком, не являлся.
Дополнительно судебная коллегия указала, что указанные обстоятельства не лишают истицу права предоставить ответчику необходимые документы для рассмотрения вопроса о включении в страховой стаж периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанции и не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, указанным в кассационных жалобах.
Приведенные в кассационной жалобе ГУ-ОПФР по "адрес" доводы, что судом неверно определены фактические обстоятельства дела и дана неправильная оценка представленным доказательствам, допустимые доказательства, подтверждающие факт работы в спорные периоды, не представлены, а решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии их надлежащего подтверждения в целом, повторяют позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом исследования суда, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы истицы о том, что судом апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права и не могут быть приняты во внимание.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, которыми руководствовался суд при рассмотрении спора по существу, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом, приведенные в кассационных жалобах доводы заявителей сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судами доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1 и Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.