Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева М.В. к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включения в страховой стаж периодов нахождения на инвалидности, по кассационной жалобе Ковалева М.В. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Ковалев М.В. обратился в суд в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФР по Ростовской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включения в страховой стаж периодов нахождения на инвалидности.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в период прохождения действительной военной службы с 20 апреля 1986 года по 04 мая 1986 года он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 19 июля 1991 года ему выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году (А N). С 1994 года он является получателем пенсии по инвалидности, при этом, причина инвалидности установлена: увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. В последующем, 04 февраля 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста (ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" участникам ликвидаций последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987гг. Решением пенсионного органа N от 17 февраля 2020 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, о причине отсутствия стажа 25 лет. При этом ему был отказано в зачете в страховой стаж следующих периодов: с 27 апреля 1994 года по 31 декабря 1997 года, с 01 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года - периоды нахождения на инвалидности N группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, т.к. отсутствует подтверждение в установленном порядке причинной связи этой инвалидности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Согласно оспариваемому решению пенсионного органа его трудовой стаж составил 20 лет 8 месяцев 27 дней.
Полагая действия ответчика незаконными, нарушающим его право на досрочное назначение пенсии, истец просил суд признать незаконным и отменить решение N от 17 февраля 2020 года об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в трудовой стаж необходимый для назначении досрочной страховой пенсии по старости период его нахождения на инвалидности с 27 апреля 1994 года по 31 декабря 1997 года, с 01 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года и назначить ему вторую досрочную страховую пенсию по старости с 04 февраля 2020 года, выплатив задолженность по неполученной пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела. Просит, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, в период с 29 апреля 1986 года по 04 мая 1986 года Ковалев М.В. был призван на военные сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справки ВТЭК МСЭ-2006 N, 20 марта 2009 года Ковалеву М.В. установлена N группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.
С момента установления группы инвалидности Ковалеву М.В. назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственном пенсионном обеспечении в РСФСР".
В настоящее время выплата государственной пенсии по инвалидности 2 группы вследствие военной травмы производится истцу в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
04 февраля 2020 года Ковалев М.В. обратился в ГУ УПРФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, принимавшему участие в 1986-1987 годы в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы.
Решением ГУ УПРФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дон от 17 февраля 2020 года N Ковалеву М.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях Российской Федерации" по причине отсутствия подтверждения в установленном порядке причинной связи этой инвалидности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Согласно оспариваемому решению трудовой стаж Ковалева М.В. составил 20 лет 8 месяцев 27 дней.
Пенсионным органом в общий страховой стаж Ковалева М.В. не включены периоды нахождения его на инвалидности N с 27 апреля 1994 года по 31 декабря 1997 года, с 01 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что периоды нахождения истца на инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, не подлежат включению в страховой стаж, поскольку данное заболевание не является связанным с производством и с профессиональным заболеванием, подлежащим в соответствии со ст.30 ФЗ N173 от 17. 12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включению в общий трудовой стаж при определении расчетного размера пенсии и учитывая, что страховой стаж Ковалева М.В. на момент подачи им названного заявления составлял менее 25 лет, истец не имел права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся, в том числе:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного статьи 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что назначение досрочной страховой пенсии по старости гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если названный гражданин к моменту назначения данной пенсии достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Подпунктом 4 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Так, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, том числе, периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются: периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Из приведенных выше правовых положений следуют периоды, которые могут быть включены в общий трудовой стаж в целях определения расчетного размера трудовой пенсии при наличии у граждан права на назначение страховой пенсии, а именно, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, поскольку перечень периодов, подлежащих включению в общий трудовой стаж, определенный законодателем в статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, между тем, в названный перечень включен период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной только вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Период нахождения истца на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, включению в страховой стаж не подлежит, так как данное увечье не является трудовым и не связано с профессиональным заболеванием, а поскольку страховой стаж истца, на момент подачи им названного заявления менее 25 лет, истец на указанный момент права на назначение досрочной страховой пенсии по старости не имел.
В силу статьи 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Статья 39 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон пункта "а" статьи 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" судебной коллегией отклоняется, поскольку прохождение воинской службы не является в смысле, определенном названной нормой права, исполнением государственной обязанности, то есть, основан на неправильном толковании пенсионного законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", порядок и условия признания гражданина инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965, действующему в период признания истца инвалидом (пункт 21), Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 (пункт 14) среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая, в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы.
Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия "инвалидность, связанная с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем" и "инвалидность, наступившая вследствие военной травмы". Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации 15 мая 1991 года N1244-1 от "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлено, что граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
Указанные положения закона действовали и при назначении истцу пенсии по инвалидности в названные выше периоды, и предоставляет истцу тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий.
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 1 части первой статьи 29 Закона изложен в новой редакции, согласно которой назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируется по желанию гражданина в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Судами установлено, что истец является получателем государственной пенсии по инвалидности на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что исключает возможность зачета в страховой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для включения периода пребывания на инвалидности в страховой стаж истца у суда не имеется, в связи с чем отказали в удовлетворении требований ситца о включении в его в страховой стаж периодов нахождения на инвалидности 2 группы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалева М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.