Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Лозовой Н.В, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сочи, действующего в интересах ФИО1, к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о финансировании в целях приобретения жилого помещения и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по кассационной жалобе представителя ответчика администрации города Сочи по доверенности ФИО5, кассационному представлению прокуратуры Краснодарского края на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО12, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г, ФИО1, представителя Министерства финансов Краснодарского края ФИО6, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора города Сочи, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города Сочи, министерству труд и социального развития Краснодарского края, министерству финансов Краснодарского края об обязании министерства финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании министерство труда и социального развития края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения, муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании администрации г. Сочи предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, принят на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Краснодарского края отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2022 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г. Сочи ФИО5 просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что спор должен был быть разрешен в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в порядке очередности. Предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств, в установленные сроки решение суда является неисполнимым. Предоставление жилых помещений осуществляется при наличии согласия сироты на их получение путем издания постановления и подписания договора специализированного найма. Срок подготовки, согласования и подписания документов занимает порядка 3 месяцев. Предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в строго определенных случаях является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края Табельский С.В. просит отменить судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований к министерству финансов КК, направить дело на новое апелляционное рассмотрение, указывая на то, что выделение бюджетных ассигнований возложено на Министерство финансов Краснодарского края, выделяемое им финансирование не соответствует существующей потребности.
В суд от Министерства финансов Краснодарского края поступили возражения, в которых ответчик просит оставить кассационные жалобу и представление без удовлетворения, судебные постановления без изменения, так как они являются законными и обоснованными.
От прокуратуры г. Сочи поступили возражения на кассационную жалобу администрации города Сочи, в которых истец просит оставить без изменения судебные постановления в части удовлетворения исковых требований, удовлетворить кассационное представление прокурора края.
В последующем в судебное заседание суда кассационной инстанции поступило заявление прокурора Краснодарского края об отказе от кассационного представления в связи с фактическим исполнением решения суда.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился ФИО1, в интересах которого заявлены исковые требования и который пояснил, что решение суда уже исполнено, квартира ему предоставлена, договор специализированного найма заключен, в связи с чем просил в удовлетворении кассационной жалобы администрации г. Сочи отказать.
В судебное заседание явилась старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева П.Г, которая поддержала направленное прокуратурой Краснодарского края заявление об отзыве кассационного представления и просила прекратить производство по кассационному представлению прокуратуры Краснодарского края на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Краснодарского края по доверенности - ФИО8, который возражал против удовлетворения кассационной жалобы администрации города Сочи, полагал возможным принять отказ прокуратуры от кассационного представления.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы, представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать лишена родительских прав, отец ФИО1 - ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии III-АГ N, выданное отделом ЗАГС "адрес" города-курорта Сочи Управления ЗАГС Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от ДД.ММ.ГГГГ N над ФИО1 установлена опека и назначена опекуном ФИО10
После смерти опекуна приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N над ФИО1 установлена опека и опекуном назначена ФИО11
ФИО1 зарегистрирован по адресу "адрес", ему принадлежит 1/9 доли указанной квартиры. Собственником и нанимателем иного жилого помещения ФИО1 не является.
На основании приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент обращения прокурора в суд ФИО1 состоит в указанном списке, однако жилья, пригодного для проживания, не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения и в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем.
Стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя обязательств в отношении ФИО1 по обеспечению жильем представлено не было.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как верно указали суды, базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные по содержанию нормы права содержатся в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", которым закреплено, что решение о предоставлении гражданам жилых помещений относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Главным распорядителем денежных средств, для приобретения жилья указанной категории граждан, является Министерство труда и социального развития края, финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на Министерство финансов края.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", исходил из того, что ФИО1. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ему не предоставлено, необеспечение ФИО1 жилым помещением нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем обязал Министерство труда и социального развития КК предоставить МО городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, а администрацию города Сочи предоставить ФИО1 такое жилое помещение. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов КК отказано.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом судов о том, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится ФИО1, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка, однако закон не связывает предоставление жилого помещения с очередностью лица в указанном списке, а также наличием финансирования и иными организационными вопросами.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Сочи об отсутствии финансовых ресурсов и предоставлении жилых помещений за счет субвенций, которые не были выделены в достаточном объеме, свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
Кассаторы ссылаются на неисполнимость решения суда, тогда как суды приняли во внимание задачи и полномочия министерства труда и социального развития Краснодарского края, в том числе по финансированию делегированных администрации г. Сочи полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам, а также по организации в установленном порядке исполнения судебных актов.
Кроме того, указанные доводы опровергаются установленным в суде кассационной инстанции фактом исполнения решения суда и предоставления ФИО1 жилого помещения.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.
С учетом изложенного, в суд кассационной инстанции поступило заявление прокурора Краснодарского края об отказе от кассационного представления в связи с фактическим исполнением судебного акта.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Применительно к пункту 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.
С учетом изложенных обстоятельств, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции полагает возможным принять отказ прокурора Краснодарского края от кассационного представления и прекратить производство по нему.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО5- без удовлетворения.
Принять отказ прокурора Краснодарского края от кассационного представления, производство по кассационному представлению прокуратуры Краснодарского края на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ прекратить.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты" "данные изъяты".
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.