Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования "адрес" об установлении факта бездействия, признании права на возмещение ущерба, причиненного бездействием, взыскании материального ущерба, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя администрации муниципального образования "адрес" ФИО5 и представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций "адрес"- ФИО6 просивших жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "адрес" (далее также- администрация) об установлении факта бездействия, о признании права на возмещение ущерба, причиненного бездействием, о взыскании материального ущерба, причиненного в результате повреждения имущества.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - крупномасштабного наводнения на территории "адрес" в период 24- ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истице на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был затоплен и поврежден. Распоряжением администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Истица полагает, что повреждение ее имущества произошло в связи с бездействием органов муниципальной власти, выразившимся в отсутствии работ по прокладке ливневых канализаций, расчистке русел рек Спорная и Туапсинка, берегоукрепительных работ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд установить факт бездействия со стороны администрации муниципального образования "адрес", признать за ней право на возмещение ущерба, причиненного бездействием, взыскать с ответчика материальный ущерб, причиненный в результате повреждения имущества, в размере 1 160 647, 97 руб.
Решением Туапсинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с тем, что к участию в деле не было привлечено министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Туапсинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Также судом с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение отменить, принять новое решение по делу, которым удовлетворить ее исковые требования. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктами 1, 2 ст. 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения): собственники указанных жилых помещений (далее - собственники) и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.
Меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, не имеющим в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) либо имеющим в собственности иное жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения, из расчета на одного члена семьи из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом Краснодарского края.
Согласно статье 2 указанного Закона граждане, лишившиеся жилого помещения, имеют право на получение мер государственной поддержки при условии безвозмездной передачи собственниками в собственность муниципального района или городского округа утраченных жилых помещений, земельных участков с расположенными на них утраченными жилыми помещениями, иными объектами недвижимости, сооружениями, объектами незавершенного строительства, принадлежащими указанным гражданам на праве собственности, либо отказа от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжения договоров аренды земельных участков.
Социальная выплата предоставляется гражданам, лишившимся жилого помещения, на приобретение в собственность жилого помещения, расположенного на территории Краснодарского края.
В целях реализации указанного Закона Краснодарского края N 3210-КЗ 28 декабря 2018 года принято постановлением главы (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2018 N 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" в результате дождей и ливней 24 - 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
В соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Заявление о включении граждан, лишившихся жилого помещения, в список подается: гражданином - собственником утраченного жилого помещения; в случае если собственник утраченного жилого помещения постоянно не проживал в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае смерти собственника утраченного жилого помещения, постоянно проживавшего в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации, - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае если утраченное жилое помещение принадлежало членам семьи на праве общей собственности - одним из членов семьи по согласию остальных членов семьи либо совместно (пункт 2 раздела 2 Порядка от 21 сентября 2015 г. N 891).
Пунктом 3 раздела 2 Порядка от 21 сентября 2015 г. N891 определен перечень документов, которые гражданин, претендующий на получение социальной выплаты, должен приложить к заявлению. В числе этих документов справка с места жительства о составе семьи гражданина - собственника утраченного жилого помещения.
В пункте 7 раздела 2 Порядка от 21 сентября 2015 г. N891 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении в список.
К этим основаниям относятся: непредставление или представление документов, указанных в пункте 3 раздела 2 названного порядка, не в полном объеме, а также представление документов, оформленных ненадлежащим образом, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие гражданина требованиям, установленным разделом 1 названного порядка; собственник и (или) члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение (долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Краснодарского края следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, жилые помещения которых были утрачены в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, меры государственной поддержки предоставляются либо в натуральной форме - в виде строительства жилого помещения либо в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Решение о предоставлении мер государственной поддержки и о форме их предоставления принимается губернатором Краснодарского края в отношении каждой чрезвычайной ситуации. В данном случае по чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях "Апшеронский район", "Туапсинский район" и "город-курорт Сочи" в октябре 2018 г. губернатором Краснодарского края было принято решение о предоставлении гражданам Российской Федерации, чьи жилые помещения утрачены в результате данной чрезвычайной ситуации, меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязательными условиями для получения гражданами названной выплаты являются: постоянное проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; регистрация гражданина по месту жительства в этом жилом помещении; признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения; неполучение гражданином, лишившимся жилого помещения, иных мер поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
На основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из смысла положений норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для наступления деликтной ответственности в общем случае необходимы четыре условия: наличие вреда; противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
В результате сильных дождей и ливней 24, ДД.ММ.ГГГГг. произошел резкий подъем уровня воды в реках "адрес", были подтоплены территории населенных пунктов в муниципальных образованиях "адрес" и город-курорт Сочи, то есть возникла чрезвычайная ситуация регионального характера, источником которой явились опасные метеорологические явления.
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" был затоплен и частично разрушен, что подтверждается актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории Георгиевского сельского поселения "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории "адрес"" в результате дождей и ливней 24- ДД.ММ.ГГГГ и произошедшего в результате этого подтопления территорий "адрес" введен режим чрезвычайной ситуации на территории "адрес".
На основании распоряжения администрации МО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания.
ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования "адрес" с заявлением о включении ее и членов ее семьи (3 человека) в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с "адрес" N в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Письмом администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано во включении в указанный список граждан по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит иное жилое помещение по адресу: "адрес", а также её сыну ФИО7 на праве общей долевой собственности (1/3 доля) принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес".
Вышеуказанное решение администрации муниципального образования "адрес" истицей в судебном порядке не обжаловалось.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат: жилой дом, площадью 29, 6 кв.м, и земельный участок площадью 1917 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", а также жилое помещение, площадью 50.4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". ФИО7 (сын истца) на праве общей долевой собственности (1/3 доля) принадлежит жилое помещение, площадью 57, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на отсутствие доказательств, свидетельствующих о причинении вреда истице действиями или бездействием ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с данным выводом суда апелляционной инстанции не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о рассмотрении дела судом в незаконном составе, поскольку в ходе рассмотрения дела была произведена замена председательствующего судьи, о чем истице не было сообщено, не могут быть приняты во внимание, поскольку замена состава суда произведена в соответствии с требованиями законодательства, на основании определения, с указанием причин замены.
В целом, выражая несогласие с обжалуемым судебным постановлением, заявитель, по сути, приводит доводы, которые получили правовую оценку при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов суда, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судом норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.