Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синиченко А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признания незаконным решения о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 7 февраля 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2022 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Рыбалко А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца - адвоката Васильченко В.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Синиченко А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ГУ МВД России по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения от 18 декабря 2020 г. о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека в связи с улучшением жилищных условий и утратой оснований для предоставления единовременной социальной выплаты.
В обоснование требований истец указал, что 25 декабря 2020 г. распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю было утверждено решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 18 декабря 2020 г. об отказе в принятии Синиченко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для снятия с учета являлось улучшение жилищных условий и утрата оснований для получения единовременной социальной выплаты, который истец считает незаконным и необоснованным.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 1 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Синиченко А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 г. отменено со ссылкой на не правильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, поскольку факт совместного проживания Синиченко А.В, его супруги и сына совместно с дочерью Синиченко А.А. по адресу: "адрес" "адрес", судами не устанавливался, в связи с чем, выводы судов о том, что на момент снятия с учета на получение единовременной выплаты истец был обеспечен жильем, преждевременны. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу приято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Признано незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 18 декабря 2020 г. о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека семьи 4 человека (он; супруга - Синиченко Н.Г, не сотрудник ОВД; дочь - Синиченко А.А, ДД.ММ.ГГГГ; сын - Синиченко А.А, ДД.ММ.ГГГГ) в связи с улучшением жилищных условий и утратой оснований для предоставления единовременной социальной выплаты.
Обязано ГУ МВД России по Краснодарскому краю восстановить Синиченко А.В. с составом семьи на учете в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 декабря 2012 г.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2022 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что на момент принятия на учет (с 20 декабря 2012 г.) истец и члены его семьи зарегистрированы и проживали в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Синиченко Т.Я. (матери заявителя), расположенном по адресу: "адрес". 6 ноября 2015 г. истец уволен из органов внутренних дел.
11 декабря 2019 г. от Синиченко А.В. поступил рапорт о внесении изменений в учетное дело по исключению дочери - Синиченко А.А. из состава семьи, в связи с тем, что она достигла возраста 22 лет и не проходит обучение по очной форме. Вместе с тем, истец не выполнил обязанности по предоставлению обновленных документов в связи с изменением жилищных условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты. Так, истцом не представлены обновленные сведения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Согласно общедоступных данных на сайте Росреестра, жилой дом по указанному адресу с 6 июня 2018 г. значится на учете в общей долевой собственности за двумя собственниками (Садило А.Н. и Садило Н.Ф).
С 10 февраля 2018 г. дочери истца принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 66, 1 кв.м, расположенная по адресу: "адрес". Обновленные жилищные документы по указанному жилому помещению, а также подтверждающие прекращение семейных отношений дочери с истцом по достижению возраста 18 лет, представлены не были. Кроме того, проживание совместно с членами семьи и истцом подтверждает регистрация дочери по адресу: "адрес".
С 20 июня 2018 г. по 8 июня 2028 г. истец зарегистрирован по месту пребывания: "адрес", то есть в жилом помещении, принадлежащем дочери. Обновленные жилищные документы истцом представлены не были. По мнению ответчика, при изложенных обстоятельствах основания нахождения на учете истца и членов его семьи фактически отпали.
Истец Синиченко А.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Синиченко А.В... ДД.ММ.ГГГГ года рождения, майор полиции в отставке, бывший командир оперативного взвода N 2 оперативной роты N 3 ОМОН ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с 20 декабря 2012 г. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ составом семьи 4 человека (он; супруга - Синиченко Н.Г, не сотрудник ОВД; дочь - Синиченко А.А, ДД.ММ.ГГГГ; сын - Синиченко А.А, ДД.ММ.ГГГГ).
Синиченко А.В. уволен из органов внутренних дел 6 ноября 2015 г. приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 6 ноября 2015 г. N 5401 л/с по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).
11 декабря 2019 г. от Синиченко А.В. поступил рапорт о внесении изменений в учетное дело по исключению дочери - Синиченко А.А. из состава семьи, в связи с тем, что она достигла возраста 22 лет и не проходит обучение по очной форме в образовательном учреждении.
На момент принятия на учет Синиченко А.В. и члены его семьи были зарегистрированы и проживали в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Синиченко Т.Я. (матери заявителя), общей площадью 52, 6 кв. м, расположенном по адресу: "адрес", где всего зарегистрировано 5 человек. Расчет размера площади жилого помещения по норме предоставления для семьи Синиченко А.В. составлял: 18 кв.м.х4 чел=72 кв.м.
В соответствии с пунктом 23 Правил в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он предоставляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
Согласно общедоступных данных на сайте Росреестра, объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером 23:10:0109002:843, общей площадью 58, 8 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", значится с 6 июня 2018 г. на учете в общей долевой собственности за двумя собственниками (Садило А.Н, Садило Н.Ф.). Обновленные жилищные документы представлены не были.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Синиченко А.В. с 20 июня 2018 г. по 8 июня 2028 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" данное жилое помещение принадлежит дочери Синиченко А.В. - Синиченко А.А.
Обновленные жилищные документы предоставлены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ к членам семьи сотрудника, на которых распространяется действие вышеуказанного Федерального закона, относятся несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В связи с тем, что дочь заявителя Синиченко А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 22 лет и не проходит обучение в образовательном учреждении по очной форме, к членам семьи Синиченко А.В, на которых распространяется действие Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, она отнесена быть не может.
Однако, согласно выписке из ЕГРН от 16 декабря 2019 г. N 23/001/197/2019-6420 Синиченко А.А. принадлежит с 10 февраля 2018 г. на праве собственности квартира, общей площадью - 66, 1 кв. м, расположенная по адресу: "адрес". Обновленные документы предоставлены не были. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истец является членом семьи совершеннолетней дочери Синиченко А.А. - собственника жилого помещения.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 20 декабря 2019 г. (протокол N 256, утвержден распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю 30 декабря 2019 г. N 1/381р) Синиченко А.В. отказано во внесении изменений по составу семьи до предоставления полного пакета документов. Одновременно, Синиченко А.В. был уведомлен о необходимости предоставления обновленных жилищных документов по адресам: "адрес". с целью подтверждения наличия условий для нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты (ШПИ - 35000031630142, вручено адресату 30 января 2020 г).
Уведомлением от 28 августа 2020 г, полученным адресатом 11 сентября 2020 г, Синиченко А.В. был повторно информирован о необходимости предоставления документов с целью подтверждения наличия условий для нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Соответствующие документы от Синиченко А.В. в ЦЖБК ГУ МВД России по Краснодарскому краю не поступали.
Таким образом, исходя из общедоступной информации на сайте Росреестра, сведений подразделения по вопросам миграции, материалов учетного дела, суд пришел к выводу, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Синиченко А.В. составляет 16, 52 кв. м. на каждого члена семьи, что превышает учетную норму, установленную пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в размере 15 кв. м.
Сославшись на подпункт "б" пункта 19 Правил, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 20 декабря 2019 г. о снятии Синиченко А.В. с составом семьи из 4 человек с учета для единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, обоснованно.
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции указав, что семья Синиченко А.В. не является членами семьи дочери Синиченко А.А, а потому выводы суда первой инстанции о превышении членами семьи Синиченко А.В. учетной нормы, установленной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, ошибочны.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы суда апелляционной инстанции освоенными на правильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 1 и 3).
В порядке реализации указанных конституционных положений Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты, так и условия его реализации, включая определенные требования к жилищным условиям. В частности, пункт 2 части 2 статьи 4 данного Федерального закона предусматривает, что правом на получение единовременной социальной выплаты обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
На основании пп. "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Синиченко А.В. указывал, что жилищные условия он не улучшал, квартира принадлежит его дочери, которая не является членом его семьи, временная регистрация Синиченко А.В. по месту жительства дочери вызвана необходимостью получения медицинского лечения в г. Краснодар.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, что в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Регистрация по месту жительства является административным актом, который может не соответствовать фактическому проживанию и составу семьи.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что семья Синиченко А.В. не является членами семьи его дочери Синиченко А.А, а также что факт совместного проживания Синиченко А.В, его супруги и сына совместно с дочерью Синиченко А.А. по адресу: "адрес" не нашел своего подтверждения, пришел к обоснованному выводу, что решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 20 декабря 2019 г. о снятии Синиченко А.В. с составом семьи из 4 человек с учета для единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, является неправомерным, поскольку оснований для снятия истца и его членов семьи с учета предусмотренных Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ при рассмотрения дела не установлено.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение, которым исковые требования Синиченко А.В. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения от 18 декабря 2020 г. о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека в связи с улучшением жилищных условий и утратой оснований для предоставления единовременной социальной выплаты удовлетворил.
Доводы кассационной жалобы ответчика, что основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении единовременной социальной выплаты послужило не предоставление истцом обновленных документов в связи с изменениями жилищных условий, судебной коллегией признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятия с такого учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Поскольку доказательств улучшения истцом жилищных условий либо совершения им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в материалы дела не представлено, оснований для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы заявителя по существу сводятся к несогласию с принятым по делу решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом апелляционной инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшегося судебного акта.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.