Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад N 55 "Хрусталик" о возложении обязанности устранить нарушения, по кассационной жалобе администрации города Керчи на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
в июне 2022 года прокурор города Керчи Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Администрации города Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад N55 "Хрусталик" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" (далее также - Детский сад, учреждение). Образовательное учреждение состоит из 1 объекта, расположенного по адресу: "адрес"А. В ходе проверки установлено, что 18 сентября 2019 года акт обследования и категорирования утвержден заведующим МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик". Объекту, расположенному по адресу: "адрес"А, присвоена 3 категория.
Вопреки п.п. 17, 20, 24, 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее также - Требования), объект не оснащен охранной сигнализацией; не обеспечена охрана Детского сада N 55 "Хрусталик" сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением.
Учредителем дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Администрация города Керчи Республики Крым. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем. Вместе с тем, Администрацией города Керчи Республики Крым не обеспечено финансирование указанных мероприятий, несмотря на неоднократно поданные в 2020-2021 годах образовательным учреждением заявки. Непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования ответчиками представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малолетних, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества. Истец просил обязать Администрацию города Керчи Республики Крым в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республик и Крым от 18 января 2023 года, на Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым "Детский сад N 55 "Хрусталик" ("адрес"А) для обеспечения антитеррористической защищенности - путем оснащения охранной сигнализацией; обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Детский сад N 55 "Хрусталик" возложена обязанность в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования, обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией; обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В кассационной жалобе администрация города Керчи ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судом установлено, что прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик". Образовательное учреждение состоит из 1 объекта, расположенного по адресу: "адрес"А.
Вопреки п.п. 17, 20, 24, 25 Требований, объект МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" не оснащен охранной сигнализацией; не обеспечена охрана учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
МБДОУ города Керчи РК "Детский сад N 55 "Хрусталик" является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением.
Согласно Уставу учредителем дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Администрация города Керчи Республики Крым.
Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем (л.д. 5 -20).
Вместе с тем Администрацией города Керчи Республики Крым не обеспечено финансирование указанных мероприятий.
Непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах, руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества.
Проверкой установлено, что в нарушение п.п. 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования, в полном объеме не приняты.
Прокуратурой города по результатам проверки главе администрации города Керчи в октябре 2021 года внесено представление об устранении явленных нарушений, которое рассмотрено в установленном порядке, однако, нарушения не устранены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ст. 5.2. Закона 35-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Из пункта 1, статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 25 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, к обязанностям ответчика относится обеспечение финансирование указанных прокурором мероприятий и устранение допущенных нарушений.
Основываясь на изложенном и руководствуясь приведенными нормами права, суды пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, как мотивированными и основанными на полно и правильно установленных обстоятельствах данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 января 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Керчи - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.