Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству науки, образования и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны, по кассационной жалобе Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 13 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству науки, образования и молодёжной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны, обосновав требования тем, что в ходе проведения мониторинга исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны выявлено, что в ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" отсутствуют укрытия гражданской обороны, меры к их созданию ответчиком не принимаются.
Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 января 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и выполнить мероприятия по созданию укрытия гражданской обороны для наибольшей работающей смены организации отнесенной ко второй категории гражданской обороны, в соответствии с требованиями "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуальная редакция СНиП 11011077*".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Заявитель указывает, что ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" (далее также - образовательная организация) согласно представленным показателям не подлежит включению в Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Кроме того, суд не исследовал, за счет каких средств возможно осуществить финансирование вышеуказанного мероприятия министерством и (или) образовательной организацией, исполнение решения суда приведет к нецелевому использованию бюджетных средств Краснодарского края.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.п. 3, 10 постановления Правительства от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Рассматривая настоящее дело, суд первой и апелляционной инстанции с учетом установленных обстоятельств, а также руководствуясь приведенными выше нормами, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации N 804, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).
Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок N 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесено укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Исследовав и оценив в порядке статьи 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, при этом работники его наибольшей работающей смены не обеспечены укрытием; при этом материалы дела не содержат данных о том, что образовательное учреждение обращалось с запросами в уполномоченные органы о существующей у него потребности в объектах гражданской обороны.
Довод о том, что организации - ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" неверно присвоена 2 категория по гражданской обороне и в настоящее время разрешается вопрос об уточнении статуса организации как организации не имеющей категории по гражданской обороне, выводы суда не опровергает, поскольку на момент разрешения спора ГБПОУ КК "Тимашевский техникум кадровых ресурсов" отнесен к организации, имеющей 2 категорию по гражданской обороне.
Доводы подателя кассационной жалобы о неисполнимости судебного решения об обязании выполнить мероприятия по созданию укрытия являются несостоятельными.
Вопреки позиции заявителя, выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов, в том числе, финансирования мероприятий по созданию укрытия.
Довод о том, что техникум не является организацией, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, отклоняется, поскольку противоречит материалам дела.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы судом кассационной инстанции изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не были учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, при этом могут повлиять на законность судебного акта либо опровергнуть выводы суда.
Суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применили нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, осуществив выбор норм и дав им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 13 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 января 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.