Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимовой Т.П. к государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка, признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности назначить выплату, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире, поступившей с делом 3 марта 2023 г, на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Акимова Т.П. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управления социальной защиты населения в г. Армавире (далее ГКУ КК УСЗН в г. Армавире) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка, признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности назначить выплату.
В обоснование исковых требований указала, что 29 декабря 2021 г. Акимова Т.П. обратилась в ГКУ КК УСЗН в г. Армавире с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно - на дочь Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением от 20 января 2022 г. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка было отказано по причине отсутствия доходов у заявителя или трудоспособных членов его семьи. Основанием к отказу в предоставлении ежемесячной выплаты явилось отсутствие в расчетный период дохода у супруга истицы, что, по мнению ответчика, обусловлено избранием в отношении супруга истца меры пресечения в виде домашнего ареста.
Акимова Т.П. полагает, что решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно является незаконным, вынесенным с неправильным определением фактических обстоятельств дела, право па получение такой меры социальной поддержки у ее семьи имеется и должно быть реализовано, в связи с чем обратилась в суд с данным иском.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 июля 2022 г. суда исковые требования Акимовой Т.П. удовлетворены частично.
Суд постановил:признать за Акимовой Т.П. право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет - на дочь Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Возложить на Государственное казенное учреждение Краснодарского края Управление социальной защиты населения в городе Армавире обязанность начислить и выплатить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет - на дочь Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что отсутствие дохода оп причине нахождения Акимова Е.Н. под стражей в соответствии с действующей на момент подачи заявления о назначении выплаты редакций Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N384" (ред. от 11 сентября 2021 г.) не считалась уважительной причиной, соответственно, ГКУ КК УСЗН в г. Армавире не имело правовых оснований для назначение указанной выплаты Акимовой Т.П.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается гражданам, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Акимова Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Акимовой Т.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в зарегистрированном браке с 30 апреля 2011 г, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-АГ N 679771, выданным 30 апреля 2011 г. отделом ЗАГС г. Армавира Краснодарского края.
Акимов Е.Н. и Акимова Т.П. являются родителями Акимова М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении, имеющимися в материалах дела.
Постановлением Ставропольского краевого суда от 22 апреля 2021 г. в отношении супруга истца, Акимова Е.Н, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.210, п. "а" ч.5 ст.290 (6 эпизодов), п.п. "а, в" ч.5 ст.290 (3 эпизода) Уголовного кодекса РФ, изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на домашний арест, местом домашнего ареста установлено жилое помещение по адресу: "адрес".
Постановлением Ставропольского краевого суда от 25 ноября 2021 г. срок содержания под домашним арестом Акимову Е.Н. продлен до 2 марта 2022 г.
Истец Акимова Т.П. обратилась в ГКУ КК Управление социальной защиты населения в городе Армавире с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно - на дочь Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением ГКУ КК УСЗН в г. Армавире от 20 января 2022 г. N 020939/2203 в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка Акимовой Т.П. было отказано по причине отсутствия доходов у заявителя или трудоспособных членов его семьи.
Не согласившись с отказом в назначении указанной денежной выплаты, истица обратилась в адрес министерства труда и социального развития Краснодарского края с заявлением, в котором просила пересмотреть решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка и назначить такую выплату.
В ответе на обращение министерством труда и социального развития Краснодарского края от 10 февраля 2022 г. N 204.0-03-468/22 истцу было разъяснено, что в назначении ежемесячной выплаты ей отказано на основании подпункта "ж" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 (ред. от 17 февраля 2022 г.) "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", поскольку в расчетном периоде с августа 2020 года по июль 2021 года у супруга истца отсутствуют доходы от занятий трудовой деятельностью, а также случаи, перечисленные в подпункте "ж" пункта 16 основных требований, при которых доходы могут отсутствовать. В указанном ответе также содержалась ссылка на положения пункта 20 основных требований с указанием того, что в данном пункте не поименованы лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста, поэтому они не могут быть исключены из состава семьи при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи.
Тем самым основанием к отказу в предоставлении ежемесячной выплаты явилось отсутствие в расчетный период дохода у супруга истца, что, по мнению ответчика, обусловлено избранием в отношении супруга истца меры пресечения в виде домашнего ареста; в свою очередь избрание в отношении заявителя или члена его семьи меры пресечения в виде домашнего ареста не предусмотрено как основание, позволяющее не включать супруга истца в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты.
Согласно справке о доходах от 26 октября 2021 г. доход Акимовой Т.П. за 2020 год составил 165 670 рублей 46 копеек (налоговый агент ГБУДО КК СМШСД), за 2021 год - 112 638 рублей 26 копеек.
Из материалов дела следует, что в ГКУ КК УСЗН в городе Армавире истица Акимова Т.П. состоит на учете как многодетная семья и являетесь получателем следующих мер социальной поддержки:
в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 807-КЗ "О пособии на ребенка" по заявлению от 24 мая 2022 г. назначено пособие на троих детей: Акимова М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 1 февраля 2022 г. по 30 апреля 2024 г, Акимову А.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 1 февраля 2022 г. по 30 апреля 2022 г. Акимова И.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 1 апреля 2022 г. по 30 апреля 2024 г. перечисления будут произведены в июне 2022 года (выплата производится ежеквартально).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" по заявлению от 18 мая 2022 г. назначена ежегодная денежная выплата многодетным семьям на троих детей, на период с 1 мая 2022 г. по 28 февраля 2028 г, перечисления будут произведены в июне 2022 года (выплата производится ежеквартально).
На основании Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3950-КЗ "О ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей" установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей по заявлению от 24 мая 2022 г. назначена выплата на сына Акимова И.Е, ДД.ММ.ГГГГ рождения на период с 12 апреля по 30 апреля 2025 г. выплата будет перечислена в июне 2022 г.
Руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", по заявлению истца от 29 декабря 2021 г. ответчиком принято решение об отказе в его удовлетворении по причине отсутствие доходов у заявителя или трудоспособных членов его семьи, в данном случае, у супруга заявителя Акимова Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует доход.
Разрешая спор и удовлетворения исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", исходил из того, что в силу действующего законодательства период, в течение которого у Акимова Е.Н. отсутствовал доход по уважительным причинам, составляет более 10 месяцев расчётного периода, вследствие чего решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты Акимовой Т.П. признано незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 (ред. от 17 февраля 2022 г.) "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" предусмотрено введение критериев оценки имущественной и финансовой обеспеченности, а также оснований отсутствия трудовых доходов.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие в расчетном периоде у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской и иной подобной деятельности.
Сведения о доходе в расчетном периоде могут отсутствовать если: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом 1 группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);
семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);
в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г, до достижения ребенком возраста 8 лет.
Из положений подпункта "ж" пункта 16 Постановления Правительства от 31 марта 2020 г. N 384 (в ред. на момент обращения Акимовой Т.П. с заявлением 29 декабря 2021 г.) следует, что основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением приходящегося на указанный период случая, когда заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3-х месяцев со дня освобождения).
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается.
На основании подпункта "е" пункта 20 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе, в целях расчета среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Как видно из материалов дела, постановлением Ставропольского краевого суда от 25 ноября 2021 г. Акимову Е.Н. 4 марта 2020 г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая 22 апреля 2021 г. изменена на домашний арест, и продлена до 2 марта 2022 г.
Таким образом, Акимов Е.Н. находился под стражей с 4 марта 2020 г. по 22 апреля 2021 г, с 22 апреля 2021 г. до 2 марта 2022 г. находился под домашним арестом. На момент изменения меры пресечения на домашний арест Акимов Е.Н. находился под стражей почти 14 месяцев.
В пределах расчетного периода (с августа 2020 г. по июль 2021 г.) Акимов Е.Н. находился под стражей с начала расчетного периода - с августа 2020 г. и до 22 апреля 2021 г, т.е. почти 9 месяцев, учитывая вышеприведенные положения подпункта "ж" пункта 16 Постановления Правительства от 31 марта 2020 г. N 384 о присоединении к указанному периоду нахождения под стражей периода не более 3- х месяцев со дня освобождения, период, в течение которого у Акимова Е.Н. отсутствовал доход по уважительным основаниям, предусмотренным пунктом 16, составляет в совокупности более 10 месяцев расчетного периода, что в соответствии с пунктом 16 препятствует ответчику в принятии решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты.
Избрание в отношении Акимова Е.Н. меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии с положениями подпункта "е" пункта 20 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 является основанием не включать Акимова Е.Н. в состав семьи при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи.
С учетом изложенных обстоятельств, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение ГКУ КК УСЗН в г. Армавире об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, является незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами применены нормы постановления Правительства РФ N384 не в редакции, действующей на момент обращения Акимовой Т.П. в соответствующим заявлением - 29 декабря 2021 г, не являются основанием для отмены судебных актов и отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку нормы подпункта "е" пункта 20 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 (ред. от 11 сентября 2021 г.) также не включали в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.